«Мойка78» рассказывает, в чем причины стремительного подорожания масок в Петербурге. «Масочный режим» начал действовать в Петербурге с сегодняшнего дня. Пока, во всяком случае, в качестве рекомендации. Вот только придерживаться его горожанам довольно накладно: маски в аптеках появились, но цены на них «кусаются».

Когда в марте маски практически исчезли из продажи, в том числе из интернет-магазинов даже по заоблачным ценам, менеджеры петербургских предприятий, производящих одноразовую медицинскую одежду, объясняли «Мойке78» снижение объемов выпуска товара отсутствием сырья, которое с началом эпидемии коронавируса в Китае производители стали отправлять в Поднебесную.

В последнем обращении к гражданам президент Владимир Путин сообщил о десятикратном увеличении производства защитных масок. Как ранее сообщала «Мойка78», только в Петербурге более 80 предприятий сообщили о желании выпускать средства индивидуальной защиты. Как результат, теперь в аптеках города, согласно данным интернет-сайтов о наличии и заказе лекарств, превалирует продукция, обозначенная как отечественная. А вот цена на нее почему-то не уступает импортной.

«Конечно, ситуация с сырьем изменилась. В Китай его уже сплошным потоком не отправляют. Но как только там эпидемия пошла на спад, а в России резко вырос спрос на маски, поставщики нам тут же взвинтили цены в десятки раз»,
— поделился с «Мойкой78» менеджер одной из давно работающих на рынке компаний-производителей одноразовой медицинской одежды.

По его словам, сейчас российские предприятия отпускают маски по цене около 20-22 рублей за штуку. При этом проверенные временем и заслужившие репутацию производители новые договоры практически не заключают — с прежними сначала надо справиться. Параллельно процветает и полулегальный рынок: появилась масса платформ, в том числе в соцсетях, где идет активный обмен спросом и предложением.

«Докоронавирусные» цены, которые по сей день можно увидеть в прайс-листах на сайтах некоторых предприятий, — в среднем чуть более рубля за одно изделие. В зависимости от объема заказа, цвета и типа материала. Новые расценки предоставляют лишь по запросу. При этом цены на бахилы, разовые шапочки, тапочки и прочая и в актуальных прайс-листах так и остались невысокими.

«Сколько у нас стоили маски до пандемии? Самые последние цены не вспомню, но в январе мы продавали упаковку по пять штук за 39 рублей»,
— поделилась сотрудница одной из аптек Петроградского района.

По данным мониторинга цен на медицинские маски, который ведет Федеральная антимонопольная служба, если 17 февраля максимальная цена на маску в Ленинградской области составляла 10 рублей за штуку и дефицита не фиксировалось, то к концу марта ценовой потолок вырос в два раза. В Москве в тот же февральский день служба отмечала дефицит масок и максимальную цену в 20 рублей, которая к концу марта составила уже 58 рублей.

«ФАС России фиксирует дефицит медицинских масок в ряде аптечных организаций различных субъектов. Цены на них формируются на основе баланса спроса и предложения. Изменение цен на медицинские маски в различных субъектах РФ обусловлено высоким спросом на этот товар и определённым дефицитом предложений, которые были вызваны распространением коронавирусной инфекции. В рамках общей работы Правительства Российской Федерации ФАС России принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации с медицинскими масками. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства со стороны производителей, оптовиков или аптек к таким организациям применяются меры антимонопольного реагирования. Санкт-Петербургское УФАС возбудило дело в отношении четырех оптовых продавцов медмасок, которые синхронно подняли цены на это изделие. Дело находится в стадии рассмотрения. В настоящее время в Петербурге маски появились в продаже в аптечных сетях. Цена на них колеблется от 39 до 50 рублей за штуку»,

— прокомментировали «Мойке78» текущую ситуацию в УФАС по Санкт-Петербургу.

Данные сайта госзакупок в последние недели свидетельствуют, что организации готовы идти на такие траты. Если еще в марте Петербургский метрополитен искал поставщика масок по цене 3,5 рубля за штуку, то вчера 29 апреля ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» разместил и тут же объявил завершенной закупку у единственного поставщика 25 тысяч масок на общую сумму 875 тысяч 50 рублей с учетом НДС. То есть в 10 раз дороже, чем метрополитен полтора месяца назад.

Еще пару лет назад аналитики рынка оценивали маржинальную рентабельность производства медицинских масок в 50-60 процентов. Сейчас же она, что совершенно очевидно, выросла многократно. Товар — сезонный, спрос на него после пандемии неминуемо рухнет. Так что пока он есть, многие стараются успеть быстро заработать на сверхприбыли, аппетиты к которой чиновники не торопятся ограничивать даже в «приближенных к боевым» условиях.