Граждане, которые купили путевки, оплатили отель и заграничный перелет, стоят перед выбором: ехать, невзирая на риск заразиться и финансовую неопределенность в ближайшем будущем, или попытаться вернуть деньги. Юрист юридического бюро «Григорьев и партнеры» Роман Чистяков рассказал «Мойке78», как действовать в последнем случае:
«Турпутевка — это гражданско-правовой договор, который, с одной стороны, содержит обязательства сторон, с другой — может быть расторгнут по правилам, предусмотренным законодательством. Если турист согласен перенести свою поездку, а туроператор имеет такую возможность, можно заключить соглашение об изменении условий договора и переносе сроков его исполнения.
Поэтому ваше согласие может упереться в невозможность его исполнения по истечении нового срока. Но даже точные даты не гарантируют того, что вы сможете беспрепятственно посетить конкретное государство без обязательного 14-дневного карантина.
Второй вариант развития событий — расторжение договора. Если турист не согласен перенести тур или у туроператора нет такой возможности, в его адрес нужно направить уведомление об отказе от договора и возврате денежных средств. Порядок отказа от тура во многом зависит от эпидемиологической ситуации в стране, которую вы планируете посетить. Ростуризмом определен перечень стран, где есть угроза безопасности. Если среди них есть выбранная вами для путешествия, вы вправе направить турагенту или туроператору уведомление о расторжении договора возмездного оказания услуг (со ссылкой на абз.7 ст.14 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ), а также о возврате цены договора. При расторжении договора на этом основании действующее законодательство не предусматривает удержания туроператором или турагентом фактически понесенных расходов.
Однако в подавляющем большинстве стран режим угрозы безопасности введен до середины мая — июня, а сведений об открытии границ нет. В случае, когда не хочется ждать снятия ограничительных мер и улучшения эпидобстановки, турист имеет право расторгнуть договор возмездного оказания услуг с формулировкой «в связи с существенным изменением обстоятельств». Для этого нужно направить уведомление о расторжении договора с указанной формулировкой и ссылкой на статьи 451 ГК РФ, а также абзацы 17 и 18 статьи 10 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и требование о возврате средств.
При этом туроператор имеет право вернуть деньги за вычетом фактически понесенных расходов, что предусмотрено статьей 782 ГК РФ. Их размер определяется туроператором самостоятельно — законодательных ограничений на этот счет нет. Но если турист не согласен с размером этих расходов, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции и потребовать вернуть часть цены договора, удержанной туроператором.
Если в течение 10 дней с момента получения турагентом или туроператором требования о возврате денежных средств не последовало никакого ответа (сообщение, перевод денег на карту и т.д.), турист вправе требовать защиты его прав в судебном порядке. В этом случае подается иск о возврате уплаченных средств по договору, а также неустойки и штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя: по закону о защите прав потребителей он может составлять 100% и более от суммы договора.
Что касается отмены бронирования отелей и гостиниц, то все зависит от его способа, а также тарифа (возвратный / невозвратный). Как известно, оформить бронь можно через популярные онлайн-сервисы или заключить прямой договор.
Во втором случае, если это произошло по возвратному тарифу, нужно просто направить требование о возврате денежных средств и отмене бронирования в связи с действующими ограничительными мерами. Важно местонахождение отеля — иностранное государство или российский курорт. В первом случае придется действовать в соответствии с требованиями законодательства той или иной страны, во втором — гостинице можно направить требование о расторжении договора и возврате средств со ссылкой на статью 14 закона «Об основах туристической деятельности в РФ».
При заключении договора по невозвратному тарифу придется вступить в переговоры с гостиницей, чтобы определить дальнейший порядок действий. Можно предложить перенести срок поездки или расторжение договора с возвратом стоимости бронирования за вычетом фактически понесенных расходов.
При бронировании через онлайн-сервис с возможностью отмены бронирования достаточно направить соответствующий запрос в сервис и место размещения. В случае, если бронь невозвратная, нужно будет ссылаться на существенное изменение обстоятельств. Однако есть риск получить отказ в возврате как всей суммы, так и ее части.
Поэтому до направления официальных претензий и обращений в суд стоит попытаться договориться, а уже после — готовиться «к атаке»: изучить условия договора и рекомендации Ростуризма».