Граждане, которые купили путевки, оплатили отель и заграничный перелет, стоят перед выбором: ехать, невзирая на риск заразиться и финансовую неопределенность в ближайшем будущем, или попытаться вернуть деньги. Юрист юридического бюро «Григорьев и партнеры» Роман Чистяков рассказал «Мойке78», как действовать в последнем случае:

«Турпутевка — это гражданско-правовой договор, который, с одной стороны, содержит обязательства сторон, с другой — может быть расторгнут по правилам, предусмотренным законодательством. Если турист согласен перенести свою поездку, а туроператор имеет такую возможность, можно заключить соглашение об изменении условий договора и переносе сроков его исполнения.

Проблема в том, что сейчас точных сроков окончания действия мер, направленных против распространения коронавирусной инфекции, нет: ни на уровне Всемирной организации здравоохранения, ни на уровне правительства РФ и Роспотребнадзора.

Поэтому ваше согласие может упереться в невозможность его исполнения по истечении нового срока. Но даже точные даты не гарантируют того, что вы сможете беспрепятственно посетить конкретное государство без обязательного 14-дневного карантина.

Второй вариант развития событий — расторжение договора. Если турист не согласен перенести тур или у туроператора нет такой возможности, в его адрес нужно направить уведомление об отказе от договора и возврате денежных средств. Порядок отказа от тура во многом зависит от эпидемиологической ситуации в стране, которую вы планируете посетить. Ростуризмом определен перечень стран, где есть угроза безопасности. Если среди них есть выбранная вами для путешествия, вы вправе направить турагенту или туроператору уведомление о расторжении договора возмездного оказания услуг (со ссылкой на абз.7 ст.14 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ), а также о возврате цены договора. При расторжении договора на этом основании действующее законодательство не предусматривает удержания туроператором или турагентом фактически понесенных расходов.

Судебная практика показывает: официальные публикации Ростуризма о неблагоприятной обстановке в том или ином государстве являются достаточным основанием для расторжения договора с турагентом или туроператором с возвратом стоимости путевки.

Однако в подавляющем большинстве стран режим угрозы безопасности введен до середины мая — июня, а сведений об открытии границ нет. В случае, когда не хочется ждать снятия ограничительных мер и улучшения эпидобстановки, турист имеет право расторгнуть договор возмездного оказания услуг с формулировкой «в связи с существенным изменением обстоятельств». Для этого нужно направить уведомление о расторжении договора с указанной формулировкой и ссылкой на статьи 451 ГК РФ, а также абзацы 17 и 18 статьи 10 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и требование о возврате средств.

При этом туроператор имеет право вернуть деньги за вычетом фактически понесенных расходов, что предусмотрено статьей 782 ГК РФ. Их размер определяется туроператором самостоятельно — законодательных ограничений на этот счет нет. Но если турист не согласен с размером этих расходов, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции и потребовать вернуть часть цены договора, удержанной туроператором.

Однако четкой судебной практики в пользу той или иной стороны в этом случае нет — каждая ситуация разбирается индивидуально.

Если в течение 10 дней с момента получения турагентом или туроператором требования о возврате денежных средств не последовало никакого ответа (сообщение, перевод денег на карту и т.д.), турист вправе требовать защиты его прав в судебном порядке. В этом случае подается иск о возврате уплаченных средств по договору, а также неустойки и штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя: по закону о защите прав потребителей он может составлять 100% и более от суммы договора.

У туроператоров есть два варианта возврата средств туристу: самостоятельный (от 1 дня с момента получения требования) и при помощи Фонда профессиональной ответственности туроператоров (от полугода).

Что касается отмены бронирования отелей и гостиниц, то все зависит от его способа, а также тарифа (возвратный / невозвратный). Как известно, оформить бронь можно через популярные онлайн-сервисы или заключить прямой договор.

Во втором случае, если это произошло по возвратному тарифу, нужно просто направить требование о возврате денежных средств и отмене бронирования в связи с действующими ограничительными мерами. Важно местонахождение отеля — иностранное государство или российский курорт. В первом случае придется действовать в соответствии с требованиями законодательства той или иной страны, во втором — гостинице можно направить требование о расторжении договора и возврате средств со ссылкой на статью 14 закона «Об основах туристической деятельности в РФ».

При заключении договора по невозвратному тарифу придется вступить в переговоры с гостиницей, чтобы определить дальнейший порядок действий. Можно предложить перенести срок поездки или расторжение договора с возвратом стоимости бронирования за вычетом фактически понесенных расходов.

При бронировании через онлайн-сервис с возможностью отмены бронирования достаточно направить соответствующий запрос в сервис и место размещения. В случае, если бронь невозвратная, нужно будет ссылаться на существенное изменение обстоятельств. Однако есть риск получить отказ в возврате как всей суммы, так и ее части.

Каждая ситуация индивидуальна, а итог зависит от желания туриста и возможностей туроператора.

Поэтому до направления официальных претензий и обращений в суд стоит попытаться договориться, а уже после — готовиться «к атаке»: изучить условия договора и рекомендации Ростуризма».