Роскомнадзор, прокуратура, запросы в поисковики и федеральные законы: «Мойка78» рассказывает, к чему прибегают власти и рядовые граждане, лишь бы спрятать неправильную или аморальную, с их точки зрения, информацию в интернете.

В 2016 году Россия стала лидером рейтинга компании Google, которая анализирует количество запросов на удаление контента. Об этом со ссылкой на данные американской IT-корпорации пишет РБК. Отмечается, что число заявок от российских госорганов, органов правопорядка и полиции на удаление противоправного контента выросло до 13,2 тыс. Для сравнения: все остальные страны суммарно направили лишь 9,3 тыс. подобных претензий.

Среди претендентов на удаление могут оказаться в том числе записи в блогах или каналы на YouTube. Очевидно, эта судьба постигла одно из шоу, о котором рассказывало издание Coda, концентрирующее свое внимание, как сказано на его странице в Facebook, на дезинформации, авторитарных технологиях и лженауке. По словам журналистов, развлекательный контент исчез якобы потому, что общественная организация и депутат сочли его «этически недопустимым и аморальным».

Скриншот фрагмента статьи о создательнице YouTube-шоу, которое было заблокировано по запросу в Google

Потребовать удалить недостоверную, устаревшую или порочащую честь и достоинство информацию, воспользовавшись «правом на забвение», могут и рядовые граждане. Избавиться возможно, например, от ссылок на страницы в списке поиска. Однако все, что когда-то попало в интернет, остается там навсегда. Разве что найти это получится лишь в том случае, если известен конкретный адрес.

С одной стороны все это хорошо и логично. Особенно в случаях, когда, например, родители требуют удалить информацию о ребенке, размещенную с нарушением законодательства. Однако не исключено, что в числе «неправильных» могут оказаться и журналистские расследования. Таким материалам обычно доверяют, ведь они содержат массу аргументов и документов. Но получается, если неудобная правда вдруг не понравится герою статьи, от нее запросто можно избавиться одним лишь запросом в поисковик. Недаром такие тексты стали публиковать в мессенджерах, например, в Telegram-каналах.