Новый импульс получила история вокруг публикации журналистки Татьяны Вольтской о якобы принудительных отключениях пациентов от ИВЛ в клиниках Петербурга. От автора скандального интервью с врачом, имя которого издание не указало, по информации источника «Мойки78» в правоохранительных органах, сегодня вновь попросили дать объяснения. Правда, на этот раз уже в полиции, в связи с административным производством по статье 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации).
Информацию о визите в правоохранительные органы по телефону подтвердила сама Татьяна Вольтская. По ее словам, она сейчас живет на даче в Ленобласти и ее вызывали в местное УМВД. Почтила полицейских визитом она не одна, а в компании с адвокатом.
«Объяснений пока давать не стали — адвокат заявил, что прежде всего нам необходимо ознакомиться с материалами дела, после чего выработать позицию. Действительно надо посмотреть, на что объяснения давать», — пояснила Татьяна Вольтская.
Публикация на ресурсе «Север. Реалии» (один из проектов «Радио Свобода, внесен в список СМИ-иноагентов) появилась 11 апреля. В интервью некий «врач-реаниматолог с 25-летним стажем», имя и место работы которого автором не раскрывалось, уверял, что в связи с нехваткой врачей и аппаратов искусственной вентиляции легких в отделениях реанимации проводятся «вынужденные эвтаназии».
Три дня спустя об обращении в Генпрокуратуру РФ с просьбой о проведении проверки изложенных в публикации сведений сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн. Вскоре доследственную проверку начали и сотрудники 1-го Управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Озабоченность публикацией следователей была понятна: по большому счету автор публикации устами своего собеседника сообщала о массовых убийствах. Ведь отключение от аппаратов жизнеобеспечения должно проводиться исключительно в соответствии со строгим протоколом, отхождение от которого не что иное, как преступление.
На другой чаше весов тоже мог обнаружиться состав. Новенькая, введенная 1 апреля 2020 года на волне пандемии коронавируса в УК РФ статья 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» предусматривает целый спектр наказаний за так называемые «фейк-ньюс».
Пока шла доследственная проверка, 14 мая, через месяц после сообщения об обращении в Генпрокуратуру, депутат Хинштейн выложил на своей странице в соцсети скан ответа надзорного ведомства, в котором сообщалось, что по результатам проверки «выявлены факты недостоверной общественно значимой информации», а в Роскомнадзор «внесено требование о принятии мер по ограничению к ней доступа». Какие именно факты, в ответе на запрос не указывалось.
По информации источника «Мойки78», добиться откровенности от журналистки во время дачи ею объяснений оказалось не так просто: та стояла на том, что врач реальный, что есть аудиозапись интервью и что имя собеседника она вправе открыть только в суде, что действительно предусмотрено законом «О СМИ».
И вот вчера телеграмм-каналы распространили видео заявления некоего мужчины, подписанного в титрах как Петр Стеканов, врач анестезиолог-реаниматолог клиники №2 ВЦЭРМ МЧС России. Якобы именно он давал скандальное интервью журналистке на правах анонимности.
«С журналисткой я знаком. Информация о якобы имеющих место случаях принудительного отключения от аппаратов ИВЛ мне не известна», — заявляет человек в кадре.
Сама Татьяна Вольтская в беседе с «Мойкой78» отказалась прокомментировать, действительно ли это ее интервьюируемый. Закон «О средствах массовой информации» обязывает журналиста сохранять конфиденциальность информации и ее источника.
Сама же публикация «Людей принудительно отключают» по-прежнему размещена на сайте ресурса. 16 мая в продолжение темы на сайте «Радио Свобода» появился материал, в котором было указано, что скандальный текст Татьяны Вольтской редакция решила не удалять.
По информации источника «Мойки78», доследственная проверка в отношении журналистки сотрудниками ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу была завершена еще в конце мая. Состава именно уголовно наказуемого деяния в публикации и действиях ее автора так и не было установлено. За отсутствием состава преступления уголовное дело совершенно обоснованно возбуждать не стали. Сама Татьяна Вольтская пояснила, что соответствующего документа пока не видела. Вопрос о том, каковой станет судьба дела об административном правонарушении, пока остается открытым.