Губернатор Александр Беглов еще может спасти образ тусовочной столицы Петербурга, если наложит вето на поправки депутата Дениса Четырбока о запрете рюмочных и «наливаек» меньше 50 квадратных метров. Пока этого не сделано, «Мойка78» пообщалась с представителями барной индустрии и узнала, как отразится нашумевший законопроект на жизни Северной столицы. Например, он повысит конкуренцию и цены на помещения разрешенного метража, что в итоге отразится на стоимости товаров.

Пышки вместо алкоголя

Как сообщалось ранее, петербургские депутаты в окончательном третьем чтении приняли закон, по которому с 1 января 2021 года в городе не смогут работать бары с залом меньше 50 квадратных метров. Главный идеолог инициативы депутат Денис Четырбок заявил, что преследует исключительно цель защитить петербуржцев от шума, грязи и прочих неудобств от соседства с рюмочными. С другой стороны, бизнес и отдельные депутаты указали Четырбоку, что его законопроект лишит городской бюджет 800 млн рублей прямых доходов.

Сам Четырбок уверяет, что говорить об «уничтожении барной и гастрокультуры Санкт-Петербурга», как минимум, не совсем корректно, а как максимум — значит искажать суть документа и вводить людей в заблуждение. По словам парламентария, у бизнеса есть полгода, чтобы поменять формат работы.

«Чтобы предприниматели могли перепрофилировать свои заведения, а для этого достаточно исключить из своих услуг реализацию алкоголя — продавать, к примеру, чай, кофе и пышки никто не запрещает, законом предусмотрен переходный период — все изменения вступят в силу с 1 января 2021 года»,
— говорится в телеграм-канале депутата.

Кроме этого, автор закона заявил, что городской парламент открыт к любым конструктивным предложениям предпринимателей. Главное условие — заведения не должны мешать местным жителям.

Конкуренция за 50

В случае, если владельцы заведений не захотят закрываться, а предпочтут массовую миграцию, они столкнутся с такой проблемой, как возросший спрос на подходящие локации. В итоге цена на коммерческую недвижимость этого формата вырастет, а учитывая экономическую ситуацию в стране и мире, предприниматели не потянут и будут вынуждены все-таки оставить бизнес.

«Любой здравомыслящий человек вместо того, чтобы просто закрыть заведение и потерять все, что туда вложил, попробует что-то найти, но это крайне сложно. Я хорошо знаю рынок недвижимости подобного рода общепита. Это должна быть и подходящая площадь, и удобная локация с проходимостью, с определенным количеством местных жителей, если мы говорим про новостройки. И никакая парикмахерская 100-метровая не будет съезжать, чтобы поддержать какой-нибудь бар. То есть новые площади просто так не возьмутся. Это большая проблема. Поэтому спрос, конечно же, вырастет, как и цены»,
— говорит бывший владелец бара, специалист по продаже готового бизнеса Иван Волков.

Он сам сейчас реализует два круглосуточных алкомаркета за 5,5 млн рублей, но если интерес к этим объектам вырастет и за них будут биться несколько покупателей, то выиграет тот, кто заплатит больше.

«Конечно же, я продам бизнес тому, кто предложит большую цену, а у кого не было столько денег, продолжит поиски дальше. Именно так будет происходить и в ситуации с заведениями общепита. Рынок диктует свои условия»,
— объясняет Волков.

В конечном счете, по словам представителей отрасли, ситуация отразится на ценах в заведениях: они тоже вырастут, но при этом зарплаты у населения останутся прежними.

«Нарастить» метры

Представители баров видят три пути для владельцев заведений: первый — просто закрыть, второй — переехать в более крупное помещение, третий — те, у кого площадь почти достигает нужной отметки, могут «нарастить» метры. Например, известный петербургский тематический бар Depeche Mode пока обдумывает последний вариант.

«У меня площадь торгового зала примерно 40 метров, общая — 48. Нам придется выкручиваться. И честно говоря, я рассматриваю вариант передвинуть дверь, добавить лишние метры и так далее. Будем договариваться с арендодателем. Но это нужно делать специально с внесением в кадастровый реестр, что тоже не так просто»,
— говорит совладелец бара Depeche Mode Дан Липавецкий.

Если же решить проблему таким образом не получится, заведение будет переезжать, но с учетом кризиса деньги на смену дислокации найти трудно.

«Жалко менять позицию, у нас место намоленное, о нем знают туристы, люди специально приезжают из других городов, стран, потому что у нас максимально тематический бар, посвященный музыкальной группе. Поэтому о закрытии не думаем, так как глупо терять бренд, тем более что ему скоро три года, это такой срок, который не все бары в Питере проживают. Другой вопрос — где добыть средства на переезд»,
— задается вопросом совладелец заведения.

Эксперты полагают, что на рынке останутся только заведения с наработанным именем и постоянными клиентами. Остальные, оценивая текущую ситуацию на рынке, не захотят больше в это ввязываться.

Наказание рублем вместо запретов

Бывший владелец одного из петербургских баров Иван Волков успел продать заведение в феврале и пока возвращаться в барное дело не планирует. Он уверен, что его примеру последуют многие.

«На фоне всего происходящего не хочется в это вкладываться. Мне повезло, успел выйти из дела еще до самоизоляции, моим коллегам, с которыми я держу тесную связь, сейчас очень нелегко»,
— говорит бизнесмен.

Волков считает, что в городе могут закрыться до 80% заведений общепита, которые попадают под отметку «до 50 квадратов», но это не решит проблему, обозначенную парламентариями. По его мнению, куда проще повысить штрафы за нарушение общественного порядка, поскольку наказание рублем более эффективная и разумная мера.

«По сути они прямым текстом говорят, что полиция не хочет работать. Почему? Да потому что если эти наливайки мешают, ничто не запрещает вызывать органы правопорядка. Можно же внести предложение об увеличении штрафов, если у тебя под окнами заведение, которое мешает жить. Ты один раз вызываешь полицию, приезжает участковый, устанавливает факт нарушения, штрафует наливайку, например, на 5 тысяч рублей, в другой раз на 150 тысяч. Это сильно повлияет на организацию порядка, и сделать такое элементарно. А у нас открытым текстом говорят — мы не хотим, чтобы полиция работала. Они расписались в своей беспомощности»,
— резюмировал Иван Волков.

Собеседник «Мойки78» подчеркнул, что дело не в метраже заведений: в маленьких крафтовых барах площадью около 30 метров могут продаваться напитки стоимостью от 350 рублей и туда не ходят любители дешевого спиртного. Тем временем в городе есть места, сильно превышающие 50 квадратов, но где очень дешевый ценник и сомнительная публика.

Возвращение в прошлое

Специалисты полагают, что люди, которые раньше ходили в крафтовые бары, точно так же продолжат отдыхать, но уже не в специальных заведениях, а на лавочках во дворах, парках, скверах, а зимой в парадных.

«Я не понимаю, кого хотят прижать? Какие-то маленькие рюмочные как наследие от совка, где пьют сантехники и потом устраивают мордобой? Это иллюзия из кинофильмов — нет такого. Даже те места, которые называются словом рюмочная, — это только антураж. Есть же, например, сеть «Угрюмочная», но там стильно, красиво. Кому она может помешать? И самый главный вопрос — если закроют такие места, куда уйдет тусовочная молодежь, что она будет делать? У полицейских не хватит транспорта, чтобы забирать людей с бутылками алкоголя на улице. Это будут такие же красивые, симпатичные, стильные молодые люди, но не с портвейном 777, как это было у нас когда-то, а с хорошим вином, чем-то приличным. Не исключаю, что вернется культура питья на лестницах у подъездов»,
— делится мнением Дан Липавецкий.

Напомним, ранее бизнесмены Петербурга написали петицию против запрета на заведения общепита площадью менее 50 квадратных метров. На данный момент ее подписали более 8 тысяч человек.

Также читайте на «Мойке78» о том, что в Курортном районе Петербурга практически с нуля воссоздали разрушенную дореволюционную постройку – Лесной корпус на территории санатория «Сестрорецкий курорт». По расчетам застройщика, обновленное здание будет введено в эксплуатацию уже осенью этого года.