Коронавирус и борьба с ним подарила жилищникам – по мнению некоторых петербуржцев – путевку в рай. ТСЖ и УК уверяют — пандемия это ад.

Мораторий на проверки предпринимателей дал статус неприкосновенности перед надзорными органами и возможность не работать, а деньги с потребителей собирать. Однако директора УК и ТСЖ заявляют – последние три месяца они живут в коммунальном аду. «Мойка78» изучила доводы сторон, и все узнала про коммунальный рай и ад.

Коммунальный ад

В коммунальный ад Петербург погрузился еще в марте. И надежд на спасение, признаются директора УК и ТСЖ, нет. «Мойка78» позвонила двум десяткам директоров и инженеров разных управляющих компания и ТСЖ, расположенных в разных концах Петербурга и узнала, что в жилищных организация идет борьба за каждый рубль: борьба с распространением пандемии ужесточила требования к содержанию мест общего пользования, однако, источники финансирования для этой борьбы не установлены до сих пор.

«Затраты на санитарное содержание мест общего пользования выросли, по самым грубым расчётам, в два раза. Вы вспомните, на управляющие компании в марте, апреле и мае давили и требовали усиления мер по дезинфекции, а где брать деньги – никто им ни тогда, ни сейчас не сказал», — рассуждает Евгений Пургин, председатель совета ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере.

Директор УК «Гарант» признается, что средства на расчетных счетах компании тают, а собираемость платежей падает тоже. У собственников жилья, переведенных на удаленную работу или вовсе попавших под сокращение, все меньше денег на оплату коммуналки.

Директор УК «Тимуровское», доведенный до отчаяния, попросил губернатора Санкт-Петербурга освободить жителей хотя бы его дома от обязанности оплачивать воду, тепло и капитальный ремонт. Хотя бы на период карантина.

«Поставщиками воды и тепла являются государственные компании – ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Платежи (более 75 % начислений от квартплаты) им переводятся в полном объёме, а ТСЖ и управляющие компании финансируются по остаточному принципу», — написал директор ООО «Тимуровское» губернатору Беглову.

Таким образом директор управляющей компании надеялся получить деньги, на которые смогли бы осуществлять обслуживание на достойном Северной столицы уровне. Но нет.

«Затраты на санитарную обработку значительно выросли. И я считаю, что это хорошо, что нас жилищная инспекция пока не проверяет: все эти проверки отнимают массу времени – надо подготовить документы, дать пояснения, если инспектор приезжает на место – то надо ходить с инспектором и все показать, рассказать, объяснить. Времени сейчас на это нет – работать надо», — признается Галина Гусева, директор УК «Гарант-Сервис».

Да, жилищные организации пока не проверяют. И, как считают в партии «Справедливая Россия» — это не справедливо.

Коммунальный рай

Таких жалоб правительство страны, кажется, еще не получало: петербуржские оппозиционеры рассказали председателю правительства РФ Михаилу Мишутину о петербургских подвалах, залитых ливнями, а еще о неработающих лифтах, грязных лестничных маршах и нарушениях в платежках. Партийцы потребовали от главы правительства вывести организации, управляющие многоквартирными домами, из-под действия положений постановления № 438. Оно, напомним, защищает субъекты малого и среднего предпринимательства от многочисленных проверок.

Александр Новиков, юрист партии «Справедливая Россия» признается, что с начала действия постановления №438 поток жалоб коммунальщиков удвоился. И причин для изменения динамики пока нет – заставить работать жилищников никто не в силах.

«Все что может сделать жилинспекция – это выдать предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства. С юридической точки зрения – это абстрактное письмо, которое предлагает соблюдать действующее законодательства. И если управляющая компания или ТСЖ нарушит предписание этого письма, то не следует: штрафы на организацию, управляющую многоквартирными домами никто не будет накладывать», — разъясняет Новиков.

По мнению юриста штрафные санкции заставляли жилищников учитывать мнение собственников жилья и относиться к чаяньям потребителей более внимательно. А теперь – благодаря мораторию – отрасль погружается в разруху. В жилищной инспекции соглашаются: жилищные организации сейчас нельзя штрафовать. Однако инспекторы заявляют: надзор не ослаблен. Только на прошлой неделе инспекторы проверили 350 МКД, и выявили 184 нарушения. По каждому составлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства, оригиналы предостережений вручили руководителям предприятий, а копии – для оперативного реагирования – также получили главы администраций районов.

«Проверка – это звучит очень просто. Как будто бы мы с вами договорились и пошли. Но это не так. Для того, чтобы выйти на проверку необходимо составить распоряжение, отправить телеграмму, согласовать дату и время проверки, написать протоколы, акты. Это непростой и небыстрый процесс, который отнимал много времени у проверяемых и проверяющих», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.

Возобновления таких проверок и добиваются петербургские оппозиционеры от Михаила Мишустина. Если он согласится с доводами партийцев, то проверяющие будут накладывать штрафные санкции, а оплачивать штрафы будут управляющие компании из средств самих собственников. И денег на жилищное обслуживание жилья и санитарную обработку мест общего пользования вряд ли станет больше. Круг замкнулся. Но вы держитесь.