Исторические дома под Петербургом, бывшие дачи известных людей, постепенно перестраиваются владельцами или приходят в запустение, разрушаются. Чтобы успеть прикоснуться к истории, стоит поторопиться  — некоторые дачи в таком состоянии, что скоро исчезнут навсегда.

Одна из построек, которую, возможно, успеют спасти — дача Шалька, мастера фабрики «Беккер». Сейчас там база отдыха Российской национальной библиотеки. Но недавно РНБ решила отдать его под фестиваль «Дунаевский fest». Место выбрано не случайно — именно здесь в 1930-х отдыхал Исаак Дунаевский. В 1937-м дача была передана Союзу композиторов. И только в 2018-м дача Шалька была признана региональным памятником архитектуры.

Первый фестиваль планируется уже осенью. Пока организаторы ведут переговоры с группой «Поющие гитары», оркестром «Классика» Александра Канторова и фестивалем «Дворцы Петербурга». По соседству расположен детский хоспис, поэтому на даче запустят еще и благотворительные мероприятия.

Дача Шалька находится не в идеальном техническом состоянии. Для ее сохранения РНБ и придумала создать креативное пространство и привлекать инвесторов. При этом в КГИОП отметили, что «сохранились тесовая облицовка, наличники проемов и даже накладные элементы фасадного членения».

Увы, многие, исторические дачи сохранились далеко не в лучшем виде. Но среди них есть по-настоящему знаковые примеры деревянного зодчества. Мойка78 составила небольшой гид по дачам, которые стоит увидеть петербуржцам.

Дача Мюзера

Старейшую гостиницу Зеленогорска Belle Vue (франц. «прекрасный вид») можно увидеть на Театральной улице, 9. Двухэтажное здание в стиле модерн было возведено в 1900-м году. Местные дачники устраивали в большом тенистом саду театральные и танцевальные вечера, играли в бильярд — такие воспоминания сохранись от современников. С 2012-го года собственником стал ООО «СК Карат». Но с момента покупки кроме установки забора, похоже, ничего не изменилось — не проводились ни консервационные, ни реставрационные работы.

Дача Грачева в Мариенбурге

«Дом с башней» стоит на улице Воскова, 40, прямо напротив станции Мариенбург. Это бывшая дача инженера Министерства путей сообщения Владимира Викторовича Грачева. Построена она была в 1894-м году. А летом 1904-го здесь жили и творили Зинаида Николаевна Гиппиус и Дмитрий Сергеевич Мережковский. Сейчас можно заглянуть даже в само здание — одну половину дома занимает магазин «Садовод». Другая часть отделена, но никто из нынешних владельцев, по-видимому, не спешит восстанавливать прекрасный терем.

Вилла «Айнола»

Здание по адресу Приморское ш., 521, лит.А. построено по проекту статского советника и архитектора Дворцового управления Николая Салько, владевшего частью участка.

«Здание виллы явилось редким для Карельского перешейка образцом ансамбля в стиле неоклассицизма. Перед главным фасадом расположился пруд с плотиной и мостиком. Другой мостик перекинулся через ручей Хуумосен-оя, пересекающий участок. В южной части усадьбы недалеко от берега пруда среди деревьев была установлена деревянная беседка. До революции виллу приобрел Айно Гранлунд и назвал ее в свою честь.»- рассказали в КГИОП.

После войны здесь располагалась единственная, вплоть до 1960-х, гостиница — «Ривьера». С 2007-го года в одной из комнат разместилась мастерская художника Владимира Гарде.

Сейчас памятник регионального значения принадлежит государству. Вилла сильно запущена, а полноценный ремонт не проводился больше 20 лет.

Дача Кинга

По соседству с виллой «Айнола» еще один памятник регионального значения — на Приморском шоссе, 520, лит.Д.

Эта постройка — часть усадебного комплекса, изначально принадлежавшего Микко Уотинену, поэту и общественному деятелю — «духовному вождю местного финского населения». Позже участок приобрела семья адвоката Роберта Кинга. Дача находится на балансе Министерства обороны РФ, но много лет не эксплуатируется. А в 2018-м и вовсе были украдены две мраморные скульптуры XIX-го века.

Дача И.Ф. Кречева

В постройке 1906 – 1909 годов жил доктор медицины, статский советник Иван Фомич Кречев. В 2001-м году дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В 2016-м здание на Курортной, 6 было отнесено к объектам культурного наследия регионального значения. В 2018-м по требованию прокуратуры на даче Кречева заколотили окна и двери — чтобы избежать незваных гостей.

Дача Важеевской

В этом необычном модерновом тереме, на улице Андреева,12, жила супруга статского советника Евгения Важеевская. «Редкая резьба в виде древнего города на наличниках в духе Васнецова и Билибина, и необычные лотосообразные колонны, словно из египетского храма» — на такие детали обращают внимание эксперты. В советское время и до 2000-х здесь резвилась малышня — табличка «ясли» сохранилась до сих пор. После того как здание было признано памятником, оно перешло на баланс школы олимпийского резерва Сестрорецка. Cейчас постройка постепенно ветшает, виной тому постоянные протечки и пожар.

Село Лампово

Примеры деревянного зодчества 19-20 веков в Ленобласти пока найти еще не так сложно. Но вот чтобы в неизменном виде осталось целое поселение — это редкость. Приехав в Лампово, можно повернуть время вспять аж на 150 лет. Интересно, что именно здесь находится единственная в Ленобласти община староверов. А порядка двадцати деревянных домов имеют охранный статус. В советские годы была идея присвоить такой статус всей исторической части Лампово. Но жители взбунтовались — не захотели жить под таким пристальным вниманием.

А всего в нескольких километрах от Лампово, в поселке Дружная Горка, находится еще один памятник архитектуры — деревянная кирха с церковно-приходской школой при стекольном заводе Ритинга 1884 года постройки.

Дача Вырубовой

Фрейлина Вырубова была близкой подругой императрицы Александры Федоровны и пылкой поклонницей Григория Распутина. Позже ее подвергли гонениям как «врага революции». Дача со шпилем чудом уцелела во Вторую мировую войну. Но к концу 20-го века влачила жалкое существование. В 2000-м году финские студенты сделали чертежи дачи и стало очевидно, что башня вот-вот обвалится. Здание решили не вносить в реестр Госохраны для того, чтобы инвесторы смогли перестроить его под ресторан.

Затем началась реконструкция: постройку разобрали по бревнышкам и собрали снова, привели в первозданный вид. Единственный новодел — застекленная терраса с видом на залив. Сейчас зайти «в гости к фрейлине» может любой. В здании находится ресторан Наша Dacha. Глядя на эту постройку эпохи модерна, несложно вообразить, насколько эффектными могли бы стать и другие заброшенные исторические дачи.