Ровно 15 лет назад, в ночь на 15 августа 2005 года, в садоводстве «Серебряный ручей», что в паре десятков километров от Петербурга, была зверски убита семья бизнесмена Дмитрия Зейналова. Паливший из автомата Калашникова и орудовавший топором киллер за считанные минуты лишил жизни предпринимателя, его беременную жену Татьяну, 14-летнюю дочь Сашу и 11-летнего сына Алёшу.
Лишь осенью 2018 года преступление, шокировавшее не только жителей едва успевшей оправиться от ужасов «лихих 90-х» Северной столицы, было раскрыто. Сейчас дело обвиняемого в заказе сразу двух расправ гендиректора агентства недвижимости «Троицкий дом» Александра Тютина и предполагаемого киллера, ранее судимого за убийство Александра Зотова, слушается в Ленинградском областном суде.
Побеседовав со следователем по особо важным делам ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу полковником юстиции Борисом Смирновым, «Мойка78» узнала ранее не освещавшиеся подробности расследования одного из самых жестоких преступлений минувшего десятилетия.
Битва за наследство
Вечером 17 октября 2018 года Александр Тютин был задержан, что называется, с поличным. Аккурат после передачи гонорара нанятому им «киллеру» за убийство племянницы покойной жены. «Убийцей» оказался участвовавший в оперативном эксперименте сотрудник уголовного розыска, а лежащий на заднем сидении автомобиля «труп», который Тютин, по версии обвинения, хотел лично увидеть, пришлось старательно изображать заказанной им Елене З.
Последняя, как следует из материалов дела, инициировала судебную тяжбу с дядюшкой и активно отстаивала интересы своей матери на богатое наследство. Его завещала родная сестра, супруга Александра Тютина, незадолго до того, как свести счеты с жизнью после известия о том, что благоверного есть любовница и ребенок на стороне.
Как рассказал «Мойке78» следователь Борис Смирнов, именно Елена, узнав от сыщиков о том, что Тютин предложил за ее голову 600 тыс рублей, поведала, что в разгар битвы за наследство тот намекал ей на насилие, приведя в пример семью Зейналовых.
«На допросе потерпевшая показала, что Тютин привел ее на могилу Зейналовых и сказал, мол, будешь упорствовать – с тобой будет то же самое»,— рассказывает Борис Смирнов.
По его словам, в 2005 году Александр Тютин допрашивался по делу об убийстве семьи своего бывшего бизнес-партнера в качестве свидетеля, но в разряд обвиняемых так и не перешел.
«Отрабатывался ведь не разбой, а именно профессиональная деятельность Зейналова. Было понятно, что преступление носит заказной характер. Под подозрением был целый ряд лиц, в том числе и Тютин, но тогда его, как говорится, нечем было прижимать. Когда же его в 2018 году взяли уже на совершении преступления, об убийстве Зейналовых с ним разговаривали куда более предметно, тем более при наличии таких показаний потерпевшей»,— продолжает следователь.
Вид внезапно «ожившей» племянницы, крепкие «объятия» оперативников, наручники, категоричные вопросы – всё это не могло не вызвать паники у дерзкого гендиректора. На этом стрессе он и назвал имя киллера.
Ценная улика
Уже утром 18 октября в Ставрополе был задержан Александр Зотов. В 2011 году он условно-досрочно освободился из колонии, куда отправился за убийство, совершенное вскоре после расправы в «Серебряном ручье». В его ноутбуке, как рассказал следователь, обнаружили датированные 2015-м годом фотографии самого Зотова с оружием в руках на фоне пейзажей Донбасса.
На очной ставке Тютин заявил, что бывший работник, срочником прошедший первую чеченскую войну, порешил жену и детей Дмитрия Зейналова по собственной инициативе, а сам он просил устранить лишь бывшего компаньона.
Еще 15 лет назад при осмотре места происшествия сыщики обнаружили лежащую на полу чердака куртку, пропавшую накануне преступления из бойлерной, где ее оставлял садовник. На ней были обнаружены биологические следы, которые, что называется, «примеряли» на всех отрабатываемых лиц, но безуспешно. Только исследовав генетический материал Александра Зотова, эксперты дали заключение о полном совпадении результатов.
Еще одной, хоть и косвенной, уликой стал один из похищенных из дома Зейналовых мобильных телефонов. В начале 2006 года он появился в скупке в Ставропольском крае, на родине Александра Зотова. При этом следствием, по словам Бориса Смирнова, установлено, что из Петербурга обвиняемый уехал 20 августа 2005 года.
Извести весь род
В Уголовном кодексе РФ нет такого квалифицирующего признака как месть. Разве что кровная. Так что мотивом, толкнувшим Александра Тютина на преступление, в формуле обвинения значится неприязнь.
«Зейналов ушел от Тютина и забрал с собой ряд квалифицированных сотрудников. Часть клиентуры тоже потянулась к нему. Тютин посчитал, что бывший компаньон поступил некрасиво и решил, как говорят свидетели, извести весь род Зейналовых»,— продолжает полковник Смирнов.
В ходе следствия помимо потерпевшей Елены З. нашлись люди, рассказавшие, что Тютин не высказывал никаких сожалений о гибели семьи бывшего компаньона, а в конфликтных ситуациях делал пространные намеки, что он, как говорится, при делах. Но тогда все старались воспринимать это просто как браваду бизнесмена с дерзким нравом.
Освоившись в СИЗО и наслушавшись советов адвокатов, обвиняемые стали предсказуемо «съезжать» с прежних показаний. После ознакомления с материалами дела Тютин заявил об абсолютной непричастности к убийству Зейналовых. Даже заказ на убийство племянницы, где, казалось бы, и крыть было нечем, выдал за провокацию со стороны оперативников.
«Предположим, тебя провоцировали. «Труп» увидел? Да. Но ты не стал кричать на всю улицу: «Сатрапы, зачем вы все это сделали?». Ты отдал деньги»,— рассуждает Борис Смирнов.
Вот и рассказывая под видеозапись об убийстве Зейналовых, Тютин заявил, что договорился с Зотовым на гонорар в тысячу долларов, а тот, мол, порешив всю семью, увеличил требования в 10 раз.
«Я ему эту сумму дал»,— говорит он перед объективом видеокамеры.
В свою очередь Александр Зотов стал уверять, что бывший начальник просил психологически надавить на Зейналова, а двое его подельников, привезя с собой автомат, мол, перестарались, пока сам Зотов следил за обстановкой.
Закон и справедливость
Однако следствие, по словам Бориса Смирнова, версию о приятелях-убийцах опровергло.
«Зотов сослался, в частности, на своего подельника, с которым в апреле 2006 года совершил убийство в Тверской области. В ходе расследования было установлено, что познакомился он с ним только в феврале того же года, когда тот впервые приехал в Петербург из Белоруссии. Тогда же состоялось знакомство Зотова и с тем, кто якобы был вторым убийцей Зейналовых»,— поясняет полковник юстиции.
Что по логике вещей сделает человек, якобы поручивший лишь надавить на недруга, а вместо этого узнавший об убийстве целой семьи и заплативший душегубу? Наверное, если не придет с повинной, то по меньшей мере постарается максимально дистанцироваться от киллера.
Сегодняшнюю скорбную для родных и близких семьи Зейналовых дату подсудимые, похоже, приближали, как могли, затягивая ознакомление с материалами расследованного еще в августе 2019 года дела. В суд оно поступило лишь в марте, после чего еще два месяца не рассматривалось из-за пандемии коронавируса. В итоге сегодня истек срок давности.
Теперь даже в случае обвинительного вердикта присяжных с отказом от снисхождения подсудимые не получат грозивший им пожизненный срок. Увы, таков закон, который нередко интересы злодеев ставит выше права потерпевших на справедливость.