Городские сервисы вело- и кикшеринга, компании, которые платят налоги в Санкт-Петербурге, вынуждены бороться за свое право быть частью инфраструктуры города и пока не получают должной поддержки от администрации. «Мойка 78» решила разобраться почему так происходит.

Несмотря на растущую популярность шеринговые сервисы постоянно сталкиваются с различного рода проблемами. Одна из них стоит особенно остро и заключается в том, что в данное время в городе катастрофически не хватает парковочных мест для прокатных велосипедов и самокатов.

Для примера, тому же SmartBike чтобы нормально функционировать и развиваться, необходимо иметь в распоряжении не менее полутысячи парковок, а в их в зоне покрытия сервиса на сегодняшний день всего лишь 250.

Велошеринг “Смартбайк”, владельцем которого является петербургский предприниматель Евгений Гарбузов, учредитель компании “Смарт Групп”, пришел в Петербург на смену печально известному “Велогороду”, который агонизировал 3 года за счет субсидий, выделяемых из бюджета города, пока окончательно не канул в Лету. Новый сервис существует исключительно на деньги частных инвесторов, самостоятельно обеспечивая собственные нужды и регулярно расширяясь. К сегодняшнему дню парк петербургского велосипедного шеринга насчитывает 1000 единиц техники и более уникальных 80 000 пользователей, скачавших их приложение.

Когда новый велошеринг выходил на рынок, то согласно данным Яндекса, в городе насчитывалось около 1400 общедоступных бесплатных велопарковок. Однако оказалось что сервис не может ими воспользоваться. Многие ретейлеры Санкт-Петербурга, такие как Охта-Молл, Лента и Пятерочка были уязвлены тем, что новые сервисы, зарабатывая на прокате, взялись использовать общественные велосипедные парковки возле магазинов для своих нужд безвозмездно.

“Партнерство с сервисом Smart bike началось не лучшим образом: без предупреждения компания заняла большую часть парковочных мест ТРЦ «Охта Молл», которые предусмотрены для посетителей торгово-развлекательного центра и пользуются колоссальной популярностью. Мы пытались решить проблему, предлагая варианты решения сервису, но представители Smart bike перестали выходить на связь»
— прокомментировала позицию ретейлера директор ТРЦ «Охта Молл», Юлия Чернышева.

Компании в один голос утверждают, что предлагали Смартбайку разумные компромиссы с учетом разделения ответственности, но диалога не получилось.

“Мы предложили представителям Smartbike найти компромисс, например, устанавливать не более 2х велосипедов или предусмотреть отдельную велопарковку для сервиса. К сожалению, аргументы не были услышаны и компания продолжила использовать наши велопарковки”
— пожаловался корреспонденту Мойки 78 представитель пресс-службы X5 Retail Group.
“Мы открыты к сотрудничеству и готовы рассмотреть организацию велопарковок на территории «Ленты» с учётом разделения ответственности за их сохранность и определения порядка взаимодействия с собственниками велосипедов”
— вторит ему Мария Филлипова, представитель компании “Лента”

Казалось бы, обеспечение комфортной городской среды — зона ответственности городских властей. И разрешение этого конфликта должно лечь на их плечи, но и тут легких путей не обнаружилось. Финансировать установку новых парковок за счет средств бюджета возможностей нет, и с учетом кризиса — не предвидится. Решений вопроса о том, каким образом можно было бы подарить возможность сервисам пользоваться инфраструктурой общественных парковок на законных основаниях — тоже нет.

Чтобы не потерять своих клиентов и не закончить в итоге как “Велогород”, SmartBike принял решение пойти на самостоятельную закупку велопарковок. В компании подчеркнули, что эти велопарковки станут общедоступными. Оставалось дело за малым, чтобы места установки согласовали в Комитете имущественных отношений, но и тут велошеринг уткнулся в стену чиновничьей бюрократии и волокиты.

Генеральный директор компании «Смарт Групп» Руслан Каврюков рассказал “Мойке 78”, что с начала июля ими было отправлено более 300 заявок на установку общедоступных парковок. За это время комитет успел одобрить только 4 заявки, и 27 раз отказал.

Также Руслан Каврюков отметил, что к наболевшим вопросам отнеслись с пониманием в Центре управления парковками и Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. С приходом нового председателя комитета — Андрея Левакина, владельцами шерингов было отмечено появившееся стремление чиновников улучшить ситуацию с парковками.

Весной по инициативе нового председателя КРТИ была создана рабочая группа и начались совещания, общий посыл которых – создание микромобильной транспортной инфраструктуры очень важное и нужное дело для Санкт-Петербурга. Но к сожалению о финансовой поддержке сервисов проката из бюджетных средств речи быть не может. Максимум, что администрации удалось сделать — это направить владельцам торговых площадей рекомендательное письмо с пожеланием не притеснять сервисы проката.

«Комитет поддерживает развитие сервисов аренды средств микромобильности и просит Вас не ограничивать использование ваших велосипедных парковок для сервисов аренды самокатов и велосипедов. Тем самым Вы не только повысите лояльность ваших сотрудников и клиентов, но и сделаете город более комфортным»
– написано в обращении за подписью председателя КРТИ Андрея Левакина.

Как и следовало ожидать, напутствия администрации были ритейлерами проигнорированы, и во избежание дальнейших конфликтов Смартбайку пришлось покинуть территории враждебно настроенных к шерингу торговых сетей.

Стоит отметить, что в правовом отношении в нашей стране нет таких норм, согласно которым можно ограничивать круг лиц, использующих общественные парковки, но коммерческая подоплека деятельности петербургских шерингов заставляет морщиться представителей торговых сетей.

Впрочем, владелец проката самокатов MOLNIA Андрей Синьковский, чья компания также является налоговым резидентом Петербурга, пояснил, что первостепенная задача шерингов — разгрузить город от загазованности выхлопными газами, что позволит его жителям дышать более чистым воздухом, и только во вторую очередь они уже являются средством заработка.

Решением проблемы могла бы стать разработка четко определенного регламента использования общедоступного паркинга для велосипедов и самокатов города, а именно кто, где и на каких основаниях может привязывать своих “двухколесных коней”.

“Чтобы ускорить процесс наведения порядка в этой области необходимы коллегиальные усилия всех так или иначе относящихся к вопросам городской инфраструктуры ведомствам: Комитету имущественных отношений, Комитету по развитию транспортной инфраструктуры, Центру управления парковками и даже Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга”
— уверен Андрей Синьковский.

Напомним, что в мае этого года администрация Адмиралтейского района срезала пять самокатов компании MOLNIA от ограды Александровского сада, мотивировав это тем, что парк и его ограда являются объектами культурного наследия, и парковать тут таким образом самокаты — запрещено.

В Петербурге запущен еще один шеринговый сервис, предоставляющий своим клиентам электросамокаты в краткосрочную аренду — московская компания Whoosh, учредителем которой является московский предприниматель Сергей Лаврентьев.  Whoosh в Петербурге работает по партнерской программе с петербургской компанией ООО “Электрошеринг”.

К сожалению, у соучредителя и управляющего организации Евгения Мутовкина, к моменту выхода публикации, не нашлось времени дать комментарий.

Несмотря на существующие трудности, петербургские шеринги с оптимизмом смотрят в будущее и надеются на скорейшее разрешение патовой ситуации.

Также владельцы шерингов рассчитывают найти общий язык с ретейлерами города и поддержку чиновников города. Ну а пока остается лишь сожалеть, что летний сезон неумолимо подходит к концу, и возможностей у горожан и туристов насладиться прогулками по городу с ветерком благодаря развитой структуре прокатных велобайков и самокатов с каждым днем остается все меньше.