Как педагоги справились с дистанционным обучением, с какими сложностями им пришлось столкнуться и чего ожидать от нового учебного года в рамках пандемии? На эти и многие другие вопросы в интервью корреспонденту «Мойки78» ответила победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2019», педагог по французскому языку, а также заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 171 Центрального района Петербурга Марина Зезкова.

Насколько сложно вам далось дистанционное обучение школьников этой весной?

Не буду лукавить, было достаточно сложно, особенно в первую неделю и все, что ей предшествовало. Хотя стоит сказать, что перед стартом дистанционного обучения у нас были каникулы, которые продлились еще на неделю, поэтому время на подготовку мы получили. Правда, на тот момент было сложно понять, что именно нужно делать, так как сам процесс вхождения в удаленный формат работы оказался достаточно трудоемким. Потом стало легче, а в мае вообще появилось ощущение, будто удаленная учеба у нас давно.

С какими проблемами пришлось столкнуться?

Самое главное, что нужно понимать, школа — большой организм и дети здесь разные и у них иногда разные стартовые возможности. Это касается интернета, оборудования и способности самостоятельно обучаться. Конечно, чем младше классы были, тем больше образовательный процесс ложился на плечи родителей. Порой педагогам нужно было больше взаимодействовать с ними.

Я сама не только учитель, но и классный руководитель. У меня как раз в этом году был 5 класс. И есть безусловный плюс в том, что в конце года я общалась со всеми родителями класса больше, чем за первые три четверти. Это скорее была работать научить родителей учиться.

Опять же, здесь есть еще личный момент. Я мама второклассника. Поэтому из сложностей могу отметить смешение таких вещей как работа-дом. Появилась более острая необходимость в том, чтобы выстроить какой-то свой график: нужно было и самой работать, и вести классное руководство в онлайн-режиме, и своего еще ребенка обучать.

Ученики во время онлайн-урока менее внимательные или все зависит от того, как преподносить материал?

Первую неделю, когда началось дистанционное обучение, у нас был подготовлен пакет заданий для учащихся: там были разные инструкции, задания, дополнительные материалы. Со второй недели мы уже приступили к синхронному обучению, когда часть уроков были именно онлайн. У меня появилось приятное ощущение — радость совместной встречи, пусть даже на экране. Поэтому мне кажется, что дети это тоже чувствовали и тянулись к занятиям. Иногда у кого-то были проблемы с тем, чтобы включиться, например, из-за перебоев со связью, или кто-то уезжал на дачу с родителями. И эти школьники сильно переживали, что не смогут присутствовать на онлайн-уроке.

У вас есть какие-то личные лайфхаки, которые позволяют лучше вести онлайн-урок?

У меня на уроках это смена видов деятельности, смена материалов. Другими словами, если все тянется долго, ты теряешь внимание ребенка не только в онлайне, но и в очном формате обучения. На удаленке была возможность переключиться, особенно когда мы прошли коропоративное обучения, которое заключалось в знакомстве с функционалом различных онлайн-платформ. Так что за компьютером было как-то проще узнать что-то интересное, дополнительное.

Сравнивая очное и онлайн-обучение, можно ли говорить о том, что на удаленке школьники меньше знаний усваивают?

В плане иностранного языка могу сказать, что не было такого включения, как мне бы хотелось. Мы говорим о том, что в нашей гимназии мой предмет — французский язык — углублен, на него идет много часов. Иногда, конечно, с точки зрения фонетики, скорости интернет-приема, качества связи не всегда удавалось провести тщательную работу. Поэтому четвертая четверть больше была нацелена на мотивацию и воспитание личных качеств учеников посредством предмета, нежели на глубокое изучение грамматики.

Что вы имеете в виду под мотивацией?

Мотивацию к учебе и пониманию того, что у этих ребят еще вся жизнь впереди: школа, профессиональное образование, высшее учебное заведение и так далее. Вообще мы говорим о том, что человек учится всю жизнь. Осознание этого позволяет и в дальнейшем расширять свой кругозор и повышать квалификацию. Мне кажется, это нужно понимать не в 25 лет и не в студенческие годы, а со школьной скамьи. То есть обучение за рамками школьного здания не заканчивается.

Не для кого не секрет, что для 90% школьников интернет и компьютер — это игры, соцсети, но явно не учеба. Поэтому здесь уверена, что нам удалось переломить этот момент и показать гаджеты с другой стороны, достаточно важной и объемной.

А как вы задавали домашние задания и как их проверяли?

Это была проблема первой недели, с которой столкнулись все учителя, не только нашей гимназии. Вопрос был не в том, что задать, а как проверить домашнее задание — это, во-первых, во-вторых — важен и объем работы на дом. Знаю, что особенно сложно пришлось учителям русского языка и литературы.

Что касается меня, я за 2 месяца перепробовала многие способы. Когда мне хотелось послушать какое-то чтение, просила присылать мне аудиофайлы, где-то ученики проходили онлайн-тесты, которые проверялись сразу, а мне только сообщали результат. Иногда просила выполнить задание в рабочих тетрадях, и прислать фотографии.

Вообще, на удивление у родителей был запрос все-таки уделять время простой учебе. Ведь сначала учителя бросились на разные платформы, к разным сайтам, источникам информации, но потом появилось четкая просьба заниматься в рабочих тетрадях, с учебниками, по пособиям, а не только изучать материал за компьютером перед экраном монитора.

Назовите плюсы и минусы дистанционного обучения? Например, можно ли назвать положительной стороной тот факт, что педагогам не приходится на переменах следить за школьниками, в страхе, что кто-то, например, будет бежать, споткнется и получит травму?

Да, учителям на удаленке не нужно лишний раз беспокоиться о том, что школьники на перемене могут споткнуться, упасть, как-то себя травмировать.

Что касается других положительных сторон. Год назад на городском педагогическом совете в одном из выступлений звучала идея продолжать осваивать цифровые компетенции. Но кто бы знал тогда, в конце августа 2019 года, что мы к этому вопросу обратимся так остро. Даже те, кто не хотел в это целиком вникать, сделал это в полном объеме. Думаю, что мы в полном мере погрузились в основании цифровых компетенций.

Если говорить о минусах, то дети много сидели за компьютером. Чтобы минимизировать этот фактор, велась слаженная работа педагогов: мы договаривались, сколько будет онлайн-уроков в день, какие занятия, сколько заданий и в каком объеме давать на неделю. Это было непросто.

Сейчас, когда вы готовите образовательную программу к новому учебному году, предусматриваете в ней дистанционку?

Безусловно, мы думаем, как будем учиться в этом году. Мне очень хочется вернуться к обычным, очным занятиям, но в принципе у меня с ребятами уже налажен контакт связи: у нас есть почта, чаты в вотсапе и других соцсетях. Честно говоря, все это у меня было и раньше, просто не в таком объеме.

В целом, программа этого отличается от прошлогодней тем, что в сентябре будет не только какой-то новый материал, так как сейчас важно уделить внимание повторению пройденного.

Я считаю, главное  диалог учеников, взрослого и ребенка. На этом строится образование. Раньше на каких-то общих дискуссиях любили обсуждать, сможет ли робот заменить учителя. Мне кажется, сейчас каждый сможет ответить на этот вопрос  точно нет.

Не спорю, дистанционное обучение это хорошо, есть достаточное количество ситуаций, когда по тем или иным причинам ребенок не может посещать школу. Плюс, такой формат может быть актуальным для тех регионов, где есть дефицит педагогических кадров.

Например, несколько лет назад активно обсуждалось, что во всех российских школах хорошо бы ввести преподавание второго иностранного языка. Но если для нашей гимназии в Центральном районе Петербурга такого вопроса не стоит, эта норма у нас введена десятки лет назад, то где-то в маленьких школах на это просто не хватит педагогов. И здесь могло бы помочь дистанционное образование, пусть дети учат тот же французский язык в режиме онлайн с учителем из другого региона. Почему нет?

Роспотребнадзор составил ряд рекомендаций к работе школ в условиях пандемии, в вашей школе все ли удается выполнить? И что из этого самое сложное? 

У нас уже все готово. Безусловно, это достаточно сложно. Хотелось бы отметить, что у нас школа 1953 года постройки, а так как наше образовательное учреждение очень известно и в районе и за его пределами, у нас много учеников, а широких проходов в коридорах нет. Тем не менее, мы проводили ЕГЭ и в таком упрощенном варианте опробовали новую систему: когда ученики приходили в определенное время и заходили с разных сторон в кабинеты.

Одно дело ЕГЭ, когда пару сотен учеников пришло, но в вашей гимназии 1300 воспитанников, как сделать так, чтобы дети особо не соприкасались друг с другом?

Для этого есть отдельное расписание: отдельный график посещения столовой и общих кабинетов, таких как физкультура, физика и химия. Самое сложное из рекомендаций Роспотребнадзора  составить такой план для всей школы.

Как вообще в новом учебном году будет проходить учебный процесс, учитывая пандемию?

Начало уроков разное, одни приходит к 8:00, другие — к 8:20, третьи — к 8:30. Все проходят термометрию. За каждым классом закреплен кабинет, то есть учащиеся не ходят из класса в класс. Исключение составляют профильные кабинеты, например, физики и химии. На это составлен отдельный план, чтобы между занятиями был небольшой промежуток, в который можно произвести дезинфекцию. Столовая тоже у каждого будет в свое время, чтобы была возможность обработать помещение.

А как относитесь к тому, что учителям предлагается носить защитные экраны? Как вообще думаете, что лучше: защитные экраны или медицинские маски?

В СМИ немножко выдернутая получилась информация  речь идет об одном из вариантов мер предосторожности. Мы говорим, что это одна из рекомендаций на усмотрение самого педагога, школы. Для масок есть определенные правила использования, их нужно регулярно менять, как это делалось на ЕГЭ. Конечно, экран в этом плане обслуживания немножко полегче. Плюс все зависит от персональных особенностей человека, что ему удобно.

Уже известно, как ваша школа будет проводить школьную линейку 1 сентября?

Праздник состоится, это однозначно. Знаю, что у нас во дворе педагоги-организаторы уже готовят разметку, чтобы родители соблюдали дистанцию. Мне кажется, Александр Беглов очень хорошо сказал, что если не будет линейки в первом классе  ребенок запомнит это всю жизнь, не говоря уже об 11 классах. Общее решение такое  школьную линейку проведут для 1 и 11 классов. Для остальных торжества в традиционном формате не будет, день начнется с классного часа, посвященного 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. После классного часа приступаем к учебе.

Как объяснить первоклашкам, что 1 сентября это праздник? 

Думаю, это задача дошкольного учреждения и родителей. Вряд ли сейчас можно встретить ребенка в детсаду, который не знает, что его ждет. Главное правильно расставить акценты родителям, тогда все будет замечательно. А еще мне кажется очень здорово, что есть прекрасная традиция  дарить первоклашка книги от правительства Петербурга. У меня в прошлом году ребенок пошел в школу и ему 1 сентября подарили набор познавательной литературы. Этим летом он прочел ее. Так что воспоминания о том дне остались положительные.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.