Заемщик имеет право отказаться от страховки кредита. Закон позволяет совершить такой шаг как на этапе получения кредита, так и уже после. Однако банкиры, как выяснила «Мойка78», чтобы защитить деньги, правила меняют. И тоже на законных основаниях.
Однако в результате постоянной смены правил юристы нашли юридическую коллизию, позволяющую вовсе не оплачивать страховку.
Кредит с довеском
О том, что за ноутбук придется заплатить в два раза больше Елене никто не сообщал. Кредитный менеджер даже не уведомила Елену, что к ее ноутбуку прилагается страховка. Причем не одна.
«Меня удивила такая большая стоимость: ноутбук стоит 89 990 рублей, а в банк я должна вернуть 150 921,97 рублей. Потом выяснилось, что мне продали сразу две страховки»,— негодует заёмщика.
Петербургские банки, опрошенные «Мойкой78», так и не точно смогли назвать точную цифру выданных без страховки кредитов.
«По нашим наблюдениям больше половины клиентов, которые берут потребительские кредиты, пользуются услугами страхования.Решение о заключении договора страхования жизни при оформлении ипотечного, потребительского кредита или кредитной карты клиент принимает самостоятельно. Полис страхования жизни является защитным механизмом, если у клиента возникают финансовые трудности, например, в случае потери работы или длительной нетрудоспособности. Страховой полис осуществляет поддержку клиентам в самых разных и сложных жизненных ситуациях»,— рассказала Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка
Неофициально, как призналась пресс-служба одного из регионального банка, кредиты без страховки сейчас вообще не выдают. Причем – заявлено – из интересов самих клиентов.
«Необходимо понимать, что ставка по кредиту без страховки здоровья заемщика, как правило, выше ставки по кредиту со страховкой»,— объяснил «Мойке78» пресс-секретарь одного из региональных банков.
При этом страховщики и банкиры уже не скрывают своих отношений. Елена Веревочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка, рассказала, банки получает страховую комиссию за каждого клиента. Правда, продолжает эксперт, кредитное учреждение вознаграждение получает, если клиент не расторг договор в «период охлаждения».
«Таким образом, банкам попросту совершенно не выгодно навязывать клиенту страховку в момент выдачи кредита, чтобы в дальнейшем клиент от нее отказался. И предложения о возврате страховки после оформления кредита всегда должны вызывать подозрения от кого бы они не исходили»,
— объясняет Елена Веревочкина
Юридическая коллизия
Юрист Константин Бубон утверждают, что число жалоб на навязанные страховки при получении кредита в 2020 году только растет.
Остановить рост жалоб на страхование от банкиров могли поправки в федеральные законы «Об ипотеке» и «О потребительском кредите». Они вступили в законную силу накануне – первого сентября. Поправки закрепляют понятие «период охлаждение» и позволяют заемщику, при досрочном погашении кредита, истребовать возврат неиспользованной части уплаченной страховой премии за весь срок действия кредитного договора.
Однако эти поправки закрепляют понятие «коллективного страхования». А оно, утверждает юрист Константин Бубон, значительно ухудшает положение банковских клиентов.
«При коллективном страховании полис получает не заемщик, а банк. Кредитное учреждение позволяет заемщику присоединятся к страховой программе. При этом банкиры, совершенно на законных основаниях, не позволяют заемщику даже выбирать страховую компанию. Клиент банка вообще бесправен и не может влиять на условия страхования. При этом коллективное страхование невозможно расторгнуть»,— разъясняет Константин Бубон.
Юрист объясняет, что теперь – на законных на то основания – заёмщик обязан платить не только за кредит, но и оплачивать страховку. Хотя с последним пунктом есть вопрос: оказывается, клиенты могут не оплачивать страховку.
Юрист разводит руками – банкиры создали правовую коллизию: базовый отраслевой закон говорит о том, что страховую премию платит только страхователь, а 483-ФЗ сообщает, что обязанность по выплате страховой премии может быть переложена на застрахованное лицо.
Точку в споре с банками должен поставить только суд. Елена уже подала исковое заявление. Кроме того, она написала жалобы в Центробанк и страховую компанию.