Стационарное устройство для прослушивания воды в Неве может появиться на одной из набережных Петербурга. Автор проекта медиахудожник и сценограф Анна Мартыненко рассказала Мойке78, что такое водофон и почему в городе, стоящем на воде, совсем не слышно плеска волн.

«Невы державное теченье»… не слышно через автомобилей рёв  

Рек, рукавов, протоков и каналов в Петербурге насчитывают 94 (общей длиной около 300 км), в том числе около 20 искусственных каналов (общей протяженностью свыше 160 км). Нева, в устье которой и был построен Петербург, — главный водоток.

Набережная Кутузова — её левая набережная от Литейного до Прачечного моста и одна из наиболее оживленных. Причина не в горожанах или туристах — оттуда они скорее бегут, строят маршруты через улочки и дворы, минуя шумный променад. «Оживленной» её делают автомобили, создающие шумовое загрязнение.

Набережная Кутузова. Фото: личный архив Анны Мартыненко

Шум оказывает влияние на здоровье и поведение человека. Может вызывать раздражение и агрессию, повышение давления, потерю слуха и изменения в нервной системе.

Уровень шума в Петербурге немного выше нормы и составляет 60 децибелов — это среднее значение, сформированное за счёт относительно тихих спальных районов. В центре города существуют участки, где уровень звука превышает норму на 10-15 децибелов. Замеряющие значения в 2019 году специалисты-экологи назвали Невский, Московский и Каменоостровский проспекты самыми громкими.

Иногда горожане вовсе забывают, что вокруг каналы и реки — шум воды заглушают двигатели автомобилей. Анна Мартыненко создала устройство, которое способно буквально услышать воду — водофон.

Водофон. Фото: Илья Давыдов

«Он сделан по принципу топофона — устройства для улавливания звука. Я взяла обычную сантехническую трубу, потому что она гнется и в ней есть небольшая прослойка металла (она отражает звук), затем на две стороны надела раструбы — это просто бензиновые воронки, купила их в обычном строительном магазине. К трубе они прикреплены с помощью сантехнического скотча»,
— рассказала Анна Мойке78. 

Анна Мартыненко родилась и живёт в Петербурге. После окончания Театральной академии в 2012 году работала художником-постановщиком, в музейных проектах как дизайнер выставочных пространств. С 2014 года создает объекты, инсталляции, перформансы, принимает участие в выставках и фестивалях.

С одной стороны воронка прикладывается плотно к уху, другая опускается в воду. Важно, чтобы она едва касалась поверхности, тогда плеск волн будет наиболее ярким. Труба гнётся, поэтому её можно брать с собой во время прогулок.

«Водофон сделан в рамках проекта Waterfront — они занимаются исследованием и развитием прибрежных территорий Петербурга. Площадку создавали совместно с Институтом исследования стрит-арта и Датским Институтом культуры при поддержке Советов министров Северных стран»,
— отметила Анна.

Главная цель проекта — обратить внимание местных жителей на развитие набережных. Создавая водофон, Анна рассчитывала на поддержку и понимание в первую очередь петербуржцев. Получилось. На практике устройство проверили несколько раз. Waterfront помогли организовать звуковые прогулки, которые предлагают жителями перенастроить восприятие пространства на звук. Наедине с собой люди слушают, как звучит город и каждый его отдельный «компонент» — стройка, вентиляция, листья, детские голоса, дворы и улицы.

«Мы планируем установить станционный водофон. Сейчас идёт согласование, пока не могу сказать где именно он появится. Скорее всего это будет весной. Пока я создала тестовую модель, но она уже всем очень понравилась»,
— поделилась Анна.

Путешествие по звукам 

Водофон — не единственный проект Анны. Она создает звуковые карты, с помощью которых регистрирует звуки окружающей среды.

«Это серия графических рисунков — фиксация звуков в разных точках, где я оказываюсь — город, область, море, двор, площадка возле деревенского дома или поле»,
— рассказывает художница. 

Карта — это лист бумаги с кругом в центре, относительно этой окружности девушка отмечает место, где наблюдает звук. Шум изображает точками, звучащие и поющие звуки — линями, громкие и насыщенные по тембру — пятнами.

Звуковая карта. Фото: личный архив Анны Мартыненко

«На каждом листе я пишу координаты — широту и долготу, если их вбить в Гугл-карты, то можно найти адрес. Также отмечаю дату и время наблюдения звука — обычно это 3-5 минут. Всегда можно прийти на эту же точку и послушать звуки, понять такие же они или отличаются. Например, во время самоизоляции было больше звуков от людей, до неё — от автомобилей»,

— объясняет художница.

Анна планирует создать большую Гугл-карту. В неё войдут Петербург, Тюмень, Нижний Новгород и другие города.