История экс-доцента Олега Соколова, обвиняемого в убийстве своей студентки и возлюбленной Анастасии Ещенко, остается одной из главных тем года. Процесс по делу «Наполеона-потрошителя» идет по сей день, и, что важно, в нем раскрываются детали, показывающие шансы девушки на выход из токсичных отношений с мужчиной. Но ими она не воспользовалась, что послужило причиной страшной трагедии.
Сам историк на показаниях в суде заявлял, что в последние месяцы истязал себя подозрениями — думал, что Анастасия изменяет ему, а разговоры о встречах с друзьями выводили его из себя. В ходе одного из конфликтов Анастасия расплакалась и призналась тирану, что разлюбила его. В этот момент он снимал поведение 26-летней девушки на камеру. В Сети есть множество разборов этой сцены, где разные эксперты обвиняют Соколова в равнодушии к Ещенко, а ее саму они называют жертвой.
Манипуляции, психологическое давление и равнодушие по отношению к партнеру выдавали в доценте типичного абьюзера, который подавлял жертву, игнорировал ее собственные желания. Лишь незадолго до трагической гибели Настя начала осознавать, в какую эмоциональную пропасть она скатилась — но к тому моменту было уже слишком поздно.
Как распознать абьюзера и кто он такой на самом деле? На этот вопрос в беседе с Мойкой78 ответила оcнователь фонда жертв насилия «Птицы» Наталия Никифорова. По ее словам, кондовый абьюзер может быть кем угодно: от родного человека до надоедливого коллеги по работе. Впрочем, контекст ситуации от этого не меняется.
Абьюз — термин, произошедший от английского abuse, «ненормальное использование», «злоупотребление», «жестокое обращение». Такая модель поведения характерна для близких отношений. Любовных, семейных, детско-родительских. Агрессор и жертва всегда связаны и зависят друг от друга. Но абьюз — это ненормально. И абьюз — это насилие. С этим, вроде как, все уже согласны и заучили. А дальше раз за разом мы упираемся все в те же вопросы: «Ну и почему она не ушла»? или «Она что, не видела, с кем связывается?— отмечает она.
Зачастую люди неверно понимают саму природу насилия и психологию насильника. Абьюзеры любят брать для себя маски и скрываться под личиной, казалось бы, благополучной персоны.
Главный маркер абьюзера — дефицит. Он всегда испытывает острейшую нехватку жизненно важного, ему, что называется «надо», продолжает Никифорова. Абьюзеру «надо», чтобы его слушали, чтобы с ним не спорили, чтобы близкие готовы были прийти на помощь, когда понадобится. То есть регулярно и всегда. И на выгодных только ему условиях.
Абьюзеры быстро и легко забывают любой вред, причиненный другим. А если и помнят его, то считают оправданным.
Возможно, именно по этой причине Соколов не гнушался заставлять своих любовниц писать за него целые научные тексты. Давний оппонент скандального ученого Евгений Понасенков даже заявлял, что девушки компилировали работы других историков, и при этом не получали от великовозрастного ловеласа никакой протекции или хотя бы адекватного вознаграждения.
Абьюзеры — это всегда самые обыкновенные люди, которых вы видите каждый день. Усталые, задолбанные, но близкие и любимые.— продолжает собеседница.
Обычные живые люди, безо всяких окровавленных пастей. Они умеют говорить комплименты, любить, испытывать нежность, они могут устроить чудесный отпуск или свидание. Вы видите, осязаете, чувствуете, что они, абьюзеры — живые люди. Вы испытываете эмпатию и понимаете, что у них есть проблемы, вы сочувствуете им
Таким образом, сценарий развития отношений Соколова и Ещенко здесь очевиден — девушка поддалась на комплименты историка. Ее не пугала ни огромная разница в возрасте, ни противоречивое реноме возлюбленного. Не исключено, что в отношениях с женщинами он использовал свои «навыки», но факт остается фактом — как только Ещенко подала признаки своеволия, Соколов тут же предпринял попытку вернуть ее в свои сети.
К слову, у Соколова имеется целый пул защитников, который старается сдвинуть фокус внимания с убитой на «травлю» историка со стороны ранее упомянутого Понасенкова и его адептов. Созданный эпатажным режиссером YouTube-блог, в частности, рассказывает об «исповедях» Соколова, глумясь над попытками его друзей оправдать чудовищное деяние. Один из них буквально несколько дней назад «огорошил» публику подробностями о якобы жадности девушки в быту, о чем ранее писала Мойка78.