В преддверии дня открытия Царскосельской железной дороги 11 ноября (по старому стилю 30 октября) Мойка78 решила вспомнить о судьбе уникального исторического здания и конечной станции первой российской железной дороги — знаменитом, но забытом в наши дни Павловском музыкальном вокзале архитектора Андрея Штакеншнейдера.
Решение о строительстве концертной площадки в здании вокзала было принято для повышения окупаемости и привлекательности железной дороги.
«На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого»,— писал в своей докладной записке инженер Франц Антон фон Герстнер, которому было поручено строительство здания.
Павловский музыкальный вокзал уникален тем, что он дал название всем зданиям для пересадки пассажиров — именно после него их начали называть “воксалами” или “вокзалами”. До этого так называли только различные увеселительные заведения.
Музей-заповедник “Павловск” поддержал возможное возрождение музыкального вокзала
Павловский музыкальный вокзал был построен в Павловском парке в районе Большой звезды — во владении великого князя Михаила Павловича, который сдал его в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги. Сейчас это территория музея-заповедника “Павловск”, представители которого рассказали Мойке78 о том, что поддерживают возможное возрождение исторического здания вокзала. Музей-заповедник оказывает информационную поддержку в этом вопросе.
“Этот проект кажется нам очень интересным и амбициозным. Будем рады, если удастся возродить былую славу Павловского музыкального вокзала, который называли «первой филармонией» России,”— отметили в пресс-службе музея.
Прервавшаяся почти на столетие традиция Павловских музыкальных сезонов должна быть возрождена
Движение на участке, на котором находился Павловский музыкальный вокзал, было открыто в 1838 году и пользовалось огромной популярностью, однако, к сожалению, здание было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны. Сейчас на месте некогда привлекавшего на свою сцену величайших мира сего остался лишь один чугунный фонарь.
В Павловских музыкальных сезонах участвовали все выдающиеся зарубежные и российские композиторы, которые считали за честь выступить на сцене знаменитого вокзала. Особенно укрепилось это положение, начиная с середины XIX века, благодаря популярности первой русской общедоступной народной филармонии, основой для которой стало устройство первой для России железной дороги.
После революции 1918 года музыкальный вокзал был объединен в комплекс с театром, и на его сцене выступал симфонический оркестр из 80 музыкантов.
Возрождение исторического здания будет способствовать росту турпотока
Президент Центра Экономики инфраструктуры Владимир Косой также отметил, что возрождение исторического здания увеличит туристический поток, ведь исторический центр Павловска уже является местом их притяжения.