Особняк Челищева на Вознесенском проспекте Петербурга могли поджечь умышленно. Активисты Адмиралтейского округа, инспектирующие здание, нашли скрытый «залаз» злоумышленника и бутылку растворителя, которая, предположительно, послужила средством для розжига.

Предполагаемый пироман оставил несколько улик, сообщил в беседе с Мойкой78 координатор инициативной группы «Не всё равно» Адмиралтейского района Владимир Каплюк.

«Обнаружили бутылку растворителя и перчатки буквально у входа, у арки. Было видно, что это свежее, лежит недавно. Я могу предположить, что средство распылили и что-то подожгли. Может быть, снимали проводку и её обжигали»,
— отметил Каплюк.

Пожар произошёл 27 октября. Площадь возгорания, по официальным данным, составила пять метров, однако объект снова оказался под угрозой.

Весной 2019 года на особняк Челищева уже совершали «набеги» бездомные и мародеры. Несколько элементов здания, по словам градозащитников,  утрачены. С учетом того, что особняк стоит без охраны, велик риск потерять все ценные интерьеры.

В особняке уже срезаны балюстрады лестниц, вскрыты полы, повреждены исторические печи и украдены металлические элементы интерьера. По стенам течет вода, уничтожая лепнину. 

В КГИОП всю ответственность за состояние объекта переложили на администрацию района, а в 2019 году особняк вошёл в список из шести зданий, которые власти города сдадут по программе «в аренду за рубль». Желающих не нашлось — материальных обязательств накладывается слишком много. Пошли другим путём.

В июне 2020 года Смольный заявляет о приватизации нескольких зданий, в том числе особняка Челищева. Для этого даже подготовили изменения в городское законодательство, так как объект такой площади должен быть внесен в специальный перечень. Не исключено, что Смольный уже нашёл на здание потенциального покупателя, но постепенное разрушение объекта в итоге может привести к сносу.

Справка: Памятник культурного наследия регионального значения «Дом  Ф.Н. Челищева (М.В. Кольбе)» на Вознесенском, 36, был признан аварийным еще в 2009 году. Дом расселили и отключили от инженерных коммуникаций.

И это не последнее аналогичное возгорание в законсервированном здании за последний месяц. 5 ноября огонь вспыхнул на углу Чайковского и Моховой в особняке Николая Ламздорфа. Пожар в центре Петербурга тушили 16 расчётов.

Десять лет назад в этом доме размещалась онкологическая больница. Здание построено в XIX веке и охраняется как памятник. Особняк горит второй раз за полгода. Жители Литейного округа в позиции вокруг  происходящего оказались единодушны. Некоторые несмело предполагают, а может поджог?

Справка: онкологическая больница в здании размещалась с 1950 по 2010 год. В прошлом — особняк Николая Ламздорфа, он же — Штаб артиллерийского ведомства. Построено в 1833-1835 годах архитектором Александром Пелем, в 1870 объект перестроил Роман фон Генрихсен, но здание сохранило черты безордерного классицизма.

В 2009 году памятник регионального значения без торгов Смольный передал ООО «Стэнли Хаус». Особняк рассчитывали приспособить под офисно-гостиничный комплекс, достроив пару этажей. В 2018-м комитет имущественных отношений обратился в арбитраж с требованием расторгнуть договор аренды и выселить компанию.

Проект мог реализоваться и даже получал согласования, однако после принятия новых ПЗЗ и закона о зонах охраны речи о надстройке идти не может — только реконструкция.

И вот, очередной законсервированный объект вспыхнул сегодня, 9 ноября. Пожар произошёл в особняке Вяземских на Каменноостровском проспекте.

Мойка78 неоднократно писала о сложной судьбе объекта. Что только не происходило со зданием: его или оккупировали бродяги, или происходили кражи, или случались многочисленные пожары. Из дома вынесли множество предметов, представляющих историческую ценность, в том числе изразцовую печь Rakkolanjoki XIX века. Сейчас дом представляет собой ветхое здание с разбитыми окнами.

В декабре прошлого года Смольный одобрил концессию по созданию 3-звездочной гостиницы на Каменноостровском. Сделка города с инвестором подразумевает, что северная столица будет ежедневно получать более двух миллионов рублей в качестве концессионной платы. Однако пока на объект инвестор так и не зашёл.

Происходящие в последние месяцы пожары в законсервированных зданиях объяснить, конечно, можно просто. Холодная погода загнала в заброшенные особняки, стоящие без охраны, бездомных, которые пытаются согреться открытым огнём. Нельзя исключать и версию об умышленных поджогах, за которыми стоять могут как обычные мародёры-пироманы, так и лица вполне конкретные, желающие по крупицам уничтожить историю без дальнейшей возможности сохранения и реставрации.