Филиал турецкой компании ICA Construction, которая строила в 2016 году ЗСД в Санкт-Петербурге, до сих пор не расплатился с российскими подрядчиками. Решить проблему не помогают даже выигранные судебные дела, так как исполнительные производства не всегда работают. А подать на банкротство филиала иностранной фирмы не позволяет закон. В результате история может перерасти в уголовное дело.
Многолетние долги
Согласно сайту ICA Construction ica-construction.ru, эта фирма была основана в 2011 году как совместное предприятие крупных международных компаний — турецкой IC Ictas Insaat A.S. и итальянской Astaldi S.p.A. Согласно тому же сайту, в России этот концерн реализовывал и реализует весьма значимые проекты: ЗСД, терминал «Пулково» и трасса М-11. На деле, то есть по бумагам, строительством этих объектов занимались или, соответственно, занимаются филиалы неких турецких компаний с похожими и труднопроизносимыми названиями (по принципу «каждому проекту — свой филиал»). Например, строительством Западного скоростного диаметра занималась «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ». В 2016 году объект сдали в эксплуатацию. На сайте ICA Construction говорится, что они выполнили работу по строительству центрального участка ЗСД протяженностью 11,7 км и стоимостью 128 млрд рублей в рекордно короткие сроки — за 3 года. Но по каким-то причинам полностью расплатиться с подрядчиками им не удалось и сегодня.
В аналогичной ситуации оказались десятки компаний. СМИ уже неоднократно поднимали эту тему. История тяжб этого турецкого филиала с российскими подрядчиками исчисляется годами, количество судебных споров исчисляется сотнями, а суммы в споре насчитывают десятки и сотни миллионов рублей. Судьба этих споров разная: подавляющее большинство этих споров турецкая сторона проиграла, небольшую часть выиграла, иногда стороны заключали мировые соглашения.
Один из подрядчиков-кредиторов, АО «Воронежстальмост», даже подал в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск о банкротстве «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» за долг 28,6 млн рублей, но по техническим причинам дело не получило хода, а кроме того, обанкротить филиал иностранной компании в России невозможно по закону.
Что касается мировых соглашений с кредиторами, то за последние 3 года турецкий филиал «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» 22 раза заключал мировые соглашения, добиваясь от кредиторов скидок и рассрочек по своим долгам, но потом, похоже, расчеты должным образом все равно не происходили, несмотря на достигнутые и утвержденные судом договоренности.
У подрядчиков также возникает вопрос: почему в Петербурге по одному адресу (Дунайский проспект, 13, корпус 1) с разницей в один день были аккредитованы филиалы двух разных турецких компаний. У них отличаются ИНН, но названия были почти идентичны: одна носит имя «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ», другая до недавнего времени называлась «ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» (название изменилось в октябре 2019-го).
Вообще же по этому адресу с разницей в несколько дней в марте 2015 года были аккредитованы филиалы четырех турецких компаний, в названиях которых есть слово «ИЧТАШ».
Терпение лопнуло
Более 18 млн рублей с 2016 года не может получить от филиала «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» петербургское ООО «Викинг кран технолоджи» (ВКТ). Фирма специализируется на предоставлении в аренду башенных кранов для крупных инфраструктурных проектов по всей России. Компания «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» заключила с ВКТ несколько договоров на общую сумму 75 млн рублей, но остаток суммы так и не выплатила.
За последние 7 лет мы работали на десятках крупнейших строительных проектов в разных регионах, и такая ситуация, как с этим контрагентом, возникла у нас впервые. Конечно, периодически бывают задержки платежей от партнеров, но эти моменты возникают спонтанно и со всей очевидностью не носят системного, спланированного характера. В данном же случае мы, по нашему мнению, наблюдаем целенаправленно созданный механизм, позволяющий этой бизнес-структуре не рассчитываться с подрядчиками или как минимум выжимать из них «скидки», составляющие 80-90% изначальной цены контракта. По нашему мнению, об этом свидетельствует целый ряд признаков: тут и две компании с почти идентичными названиями, и аккредитация филиалов этих двух компаний в России практически в один день и по одному и тому же адресу, и статус филиала иностранного юрлица, и комбинация филиалов двух компаний с практически одинаковыми названиями, в совокупности делающих исполнение решений суда в отношении этого контрагента практически невозможным, и просматриваемое по картотеке арбитражных дел периодическое заключение этой компанией мировых соглашений (очевидно, с получением уступок от кредиторов) с последующим неисполнением и этих заключенных мировых соглашений тоже»,— рассказывает генеральный директор ООО «ВКТ» Павел Майор.
По его словам, компания «Викинг кран технолоджи» тоже попалась на удочку обещаний.
Когда у нашего контрагента образовался явно критичный по размеру долг перед нами, мы поинтересовались у него, когда он собирается рассчитываться. В ответ нам поступило предложение «простить» им часть образовавшейся договорной задолженности под условием, что остальной долг они тут же платят. Мы согласились, часть долга списали, а расчет по оставшейся задолженности так и не получили. Более того, после этого мы обратились в суд, разумеется, выиграли, предъявили исполнительный лист приставам к исполнению, и опять ничего. Далее — пикантная подробность: спустя более полугода фактического бездействия приставов по исполнительному производству к нам вдруг обращается некий субъект и сообщает, что он представляет некую бизнес-структуру, заинтересованную в выкупе долга этого контрагента перед нами за 10-20% его размера. С учетом всех обстоятельств, как говорится, «Совпадение? Не думаю…»— говорит представитель компании «ВКТ».
Теперь организация планирует применить более жесткие меры, поскольку судебное урегулирование спора не дало результатов. Следующий шаг — заявление в правоохранительные органы, так как фирма видит в происходящем нарушение действующего законодательства.
Разумеется, то, что произошедшее — это не стечение обстоятельств, а именно заранее спланированная ситуация, является лишь нашим частным мнением. Однако в таких обстоятельствах мы изучаем другие возможности для выхода из не, кроме продолжения исполнительного производства. Теперь в наших планах обращение в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, например, по факту мошенничества, совершенного в особо крупном размере и в составе организованной группы. Разумеется, правовая квалификация происходящего — предмет исследования, но сейчас мы уже хотим, чтобы наше частное мнение о квалификации произошедшего было в соответствии с законом проверено правоохранителями в рамках их компетенции,— заявляет адвокат «ВКТ» Максим Волынский.
При всем этом в ООО «ВКТ» высказали сожаление, что поведение их контрагента портит имидж всему турецкому бизнесу в России, во всяком случае, в строительной отрасли.
Отметим, что корреспондент «Мойки78» направил запрос в Управление ФССП по Петербургу, чтобы выяснить, на какой стадии находится исполнительное производство по «Викинг кран технолоджи». В ведомстве заверили, что работа ведется.
Во время проверки фактического местонахождения организации установлено, что должник по указанному в исполнительном листе адресу не находится, хозяйственной и иной деятельности не ведет. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принят комплекс мер принудительного характера, в том числе вынесены запреты на регистрационные действия в отношении автотранспорта и недвижимого имущества, принадлежащих организации-должнику, приняты меры административного воздействия. В настоящее время исполнительное производство находится на стадии исполнения,— утверждают в службе судебных приставов.
Странное мировое соглашение
Возвращаемся к теме судебных споров турецкой компании с подрядчиками-кредиторами и подходам, демонстрируемым в этих спорах турецкой стороной. В картотеке арбитражных дел в сети Интернет kad.arbitr.ru есть примечательное мировое соглашение петербургского филиала «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» с ООО «Мостоотряд №75», в котором стороны договорились разойтись полюбовно. Турецкая компания обязалась заплатить петербургской фирме 19 млн рублей, а та по встречному иску была должна 10 млн. В итоге по картотеке арбитражных дел можно проследить, что петербуржцы условия выполнили, а вот насчет их оппонентов возникают вопросы.
В пункте 3 мирового соглашения истец «Мостоотряд №75» платит турецкой фирме несколькими траншами признанный перед ними долг, а та точно такими же траншами буквально следующим днем платит истцу навстречу, пока дело не сведется к чистому долгу ответчика перед истцом, который турецкая сторона и должна была погасить двумя траншами. Соответственно, исходя из того, что я вижу по картотеке, истец свои платежи туркам перечислил, так как они за листом не обращались, но ответчик, судя по открытой информации, скорее всего, не рассчитались с истцом, свой чистый долг не погасив»,— предполагает Максим Волынский.
В целом, если ознакомиться с открытыми данными ФССП, можно увидеть, что в данный момент на турецком филиале числится более 200 исполнительных производств на десятки миллионов рублей. Доходит до смешного: в списке долгов организации не только многомиллионные суммы, но и мелкие штрафы ГИБДД на 250 и 500 рублей.
По одному всех не оценивают
Корреспонденту Мойки78 удалось связаться с представителем филиала турецкой компании. Он согласился пообщаться с прессой, но на условиях анонимности.
На каждый проект создавалась отдельная компания под государственно-частные партнерства, долги по ним закрыты. Вы знаете, организация строила Пулково, ЗСД, М-11 сейчас доводит. Старые долги с 2015 по 2018 год все закрыты. Это были текущие ситуации, связанные с кассовым разрывом. Не было тогда возможности одномоментно это погасить, но старых задолженностей нет, как и нет процедур банкротства и так далее. Соглашусь, судов действительно много, но обратите внимание, что они касаются разных объектов,— говорит собеседник Мойки78.
Тем не менее он не отрицает, что перед ООО «ВКТ» есть долг, правда, не считает разумным оценивать общую картину по одному подрядчику.
По «Викинг крану», действительно, есть долг 2019 года. По-моему, у них два дела на 18 млн рублей. Они получили частичное исполнение, порядка 3-4 млн в этом году, а остальную часть нет. Если резюмировать, у ВКТ есть решение суда, часть долга погашена, с ними разговаривали, но переговоры на эту тему не удались. Просто если говорить об общей картине, вы же понимаете, что там долг на гигантские суммы. Один субподрядчик общую картину не создает. Перед ним есть задолженность, но, когда ее урегулируют, этот вопрос нужно задать руководителям компании, я вам не отвечу,— высказывается анонимный спикер.
Собеседник Мойки78 заверил, что, несмотря на множество исполнительных листов в базе ФССП — и по выигранным судам контрагентов в отношении филиалов, и по штрафам ГИБДД, — турецкую компанию нельзя назвать проблемной.
Я так не считаю, она продолжает работу. Чтобы вы понимали, холдинг, а не одно юридическое лицо, сейчас доводит строительства М-11 до финиша. То есть там порядка тысячи работников, куча строительной техники и так далее,— объясняет источник.
Для полноты картины корреспондент Мойки78 направил запрос в компанию ICA Construction, но пока ответа получено не было. В любом случае редакция готова разместить комментарий этой стороны конфликта, если ее представители выйдут с нами на связь.
Тем временем ООО «ВКТ» планирует обратиться не только в правоохранительные органы, но и в Смольный.
Мы продолжаем работать в условиях пандемии и предоставляем услуги аренды башенных кранов на российских предприятиях непрерывного цикла производства. И мы планируем обратиться за помощью к городским властям Санкт-Петербурга. Не оплаченные долги — это не только наша персональная боль, это проблема многих строительных компаний города. В условиях, когда стартует стройка Восточного скоростного диаметра, мы будем добиваться, чтобы возникновения подобной ситуации вновь не допустили. Уверен, что губернатор Санкт-Петербурга обратит внимание на случившееся и окажет поддержку столь важной для города отрасли отечественного бизнеса,— говорит генеральный директор ООО «ВКТ» Павел Майор.
Отметим, в Петербурге планируется строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), по другому ВСД — Восточный скоростной диаметр. Как уже сообщали СМИ, турецкая компания заинтересована в участии в этом проекте, несмотря на испорченную репутацию. И данный факт вызывает серьезное беспокойство у петербургских игроков строительного рынка.