Есть в Петербурге мост, историю которого в подробностях может рассказать любой российский школьник, более или менее освоивший курс физики средней школы. Речь идет про Египетский мост через Фонтанку. И именно 30 декабря 1955 года наконец-то завершилась полувековая история его крушения, ставшая классическим примером для объяснения понятия резонанса.
Впрочем, учебник отчасти ошибается. Даже если на мосту резонанс и имел место, то скорее общественный, и рухнуло это инженерное сооружение совсем по другим причинам. 20 января 1905 года на мосту, украшенном сфинксами, сошлось многое.
В 12:30 здесь проходил эскадрон гвардейской кавалерии. Ему навстречу двигались 11 конных саней. И когда головная часть полка уже была на противоположном берегу, переправа обрушилась. В воде оказались два взвода солдат, несколько извозчиков без седоков и пешеходов. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

«Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции», — живописали подробности громкого происшествия петербургские газеты.
Оперативно было организовано расследование обстоятельств произошедшего. Из результатов работы специальной комиссии Городской думы следует, что причиной аварии стало низкое качество железа — была обнаружена внутренняя раковина в металле одного из звеньев цепи.
Почти полвека мост находился в статусе временной переправы. Его несколько раз ремонтировали, меняли проекты, исполнителей. И так до 1955 года, когда сооружение все же было достроено. Тогда в декабре на него было выведено четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 тонны каждая. Переправа испытание выдержала. 30 декабря 1955 года новый Египетский мост был принят Госкомиссией.
Однако история с купанием частей моста в Фонтанке получила продолжение уже в наши дни. Пострадавшим в этот раз оказался сфинкс, в который в 1989 году врезался автомобиль. От удара скульптуре пришлось искупаться в февральской воде. Впрочем, и здесь все закончилось реконструкцией и возвращением на прежнее место.