Психолог рассказал, как избежать подросткового суицида и могут ли мультфильмы и рэп подтолкнуть детей к решению добровольно уйти из жизни.
Случаи с тремя петербургскими школьницами, которых чудесным образом спасли за несколько минут до смерти, и мальчиком, выпавшим из окна школы, всколыхнули общественность. Кто-то стал искать причины случившегося в хобби детей, другие решили копнуть глубже и найти проблему нездоровых желаний в социальных проблемах общества.
Корреспондент Мойки78 пообщался с психологом-психоаналитиком Натальей Картавых, которая пояснила, как распознать у ребенка мысли о самоубийстве и могут ли увлечения спровоцировать его на необдуманные действия.
По каким признакам можно понять, что у подростка есть суицидальные мысли?
Если говорить о признаках, то обычно имеются в виду какие-то конкретные признаки непосредственной подготовки к суициду. Здесь всё как у взрослых. Если человек готовится уйти из жизни, он приведет в порядок дела, попрощается, позаботится об имуществе.
Но в силу физиологической незрелости лобных долей подростки часто импульсивны и имеют сложности с планированием и прогнозированием, поэтому подготовки может и не быть. А триггером может сработать, например, тяжелый конфликт с близкими, неразделенная любовь или травля в школе.
Но одного этого недостаточно. Это повод, который лег на подготовленную почву. Если ребенок уже в отчаянии, устал от жизни, чувствует свою беспомощность, несостоятельность, то тогда подобные события могут стать для него непереносимыми.
Поэтому важно не собирать отдельные признаки суицидальной готовности, а постоянно обращать внимание на удовлетворенность ребенка своей жизнью в целом. Как складываются его отношения с близкими, чувствует ли он, что его понимают и поддерживают? Насколько он доволен общением с друзьями? Уверен ли он в своих способностях? Есть ли у него хобби или что-то, что он делает с удовольствием и радостью? И т. д.
Может ли аниме или рэп подтолкнуть ребенка к суициду, или стоит все-таки делать упор на социальные проблемы?
С одной стороны, известен так называемый феномен Вертера. Публикация романа Гёте, в котором главный герой покончил с собой, вызвала временный рост самоубийств в Европе. Подобный феномен исследовался в XX веке профессором Филлипсом, который отмечает, что после публикации случаев суицида в газетах возникают волны самоубийств среди их читателей. Людям свойственно подражать окружающим и прислушиваться к их мнению, полагая, что они нашли верный способ решения проблемы, даже если это самоубийство. В этом случае романтизация суицида и суицидальные идеи работают во вред.
Но, с другой стороны, любое произведение искусства позволяет переживать и выражать имеющиеся эмоции, тем самым облегчая состояние. Ребенок не будет интересоваться этой темой, если она ему не близка и не находит отклик в его душе.
Не «Что за бред ты слушаешь?!», а «Что тебе здесь особенно интересно/близко/что тебя цепляет?», «А что слушают твои друзья? Что их привлекает? Они тебя понимают? Ты тоже испытываешь такие чувства (как автор песни)? Как ты думаешь, почему он стал об этом говорить и написал такую песню? Что могло произойти в его жизни, что он об этом задумался?»
Главное — взрослым при этом молчать и слушать, не высказывая собственного мнения. К сожалению, родительская тревога именно это делать и не позволяет. И мы начинаем давать советы, пытаясь исправить свое «нерадивое чадо». «Не майся дурью! Вот я в твои годы… А у сына тети Маши…» Важно слушать и мягко расспрашивать. Иногда достаточно сказать: «Ты сегодня выглядишь грустной». И дать ребенку возможность открыться.
Хороший контакт с ребенком позволит понять, как он думает, о чем волнуется и в чем ему нужна помощь. Если его сложно наладить, стоит обратиться либо к семейному, либо к подростковому психологу.
Что делать, чтобы ребенок не только не совершил суицид, но и в принципе у него не возникало таких мыслей?
Универсальный рецепт — счастливые люди обычно не имеют суицидальных мыслей.
Есть высказывание известного психоаналитика В. Штекеля: «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого». Если нет возможности защитить себя, отстоять свои интересы, а приходится терпеть, невыраженный гнев и ярость перенаправляется на себя, иногда приводя к тяжелым последствиям.
Подростки часто задумываются о смерти и смысле жизни в философском аспекте, и важно дать им возможность думать и говорить об этом. Тогда родители смогут понять, философские ли это рассуждения или ребенок чувствует себя настолько несчастным и необходимо принимать меры.