Специалист объяснила, что делать, если пропал ребенок или подросток, и как избежать подобных ситуаций. В таких случаях главное не стесняться обращаться за помощью, боясь какого-то мифического осуждения.

В Петербурге в 2020 году в поисковый отряд «ЛизаАлерт» поступило 430 сообщений о пропавших детях. 11 из них погибли. В деле поисковиков очень важно найти ребенка до того, как может случиться непоправимое. В этом в первую очередь могут помочь родители потерявшихся.

Как себя вести, что делать и что нужно знать ребенку, подробно рассказывает Надежда Некрасова, инструктор Школы «ЛизаАлерт» и информационный координатор поисков:

«Первое, что должен сделать родитель, если потерялся ребенок, это позвонить по номеру 112. Такой звонок приравнивается к заявлению в полицию, без которого поисковый отряд не может начать свою работу. Далее необходимо набрать горячую линию «ЛизаАлерт»: 8 800 700-5452. Ничего не нужно ждать, никаких трех суток, нет такого правила. Родитель должен быть готов сообщить ФИО, возраст и приметы, а также во что был одет пропавший.

Совет для родителей: перед выходом на массовые мероприятия, где вы знаете, что будет толпа, сфотографируйте ребенка, чтобы было видно, во что он одет. По актуальной фотографии поисковикам будет гораздо проще найти потерянного.

Что касается маленьких детей, им нужно объяснить: если ты потерялся, нельзя куда-то бежать и не надо никого искать. Взрослые всегда ищут ребенка. А не наоборот. Необходимо запомнить правило трех «о»: остановись, стой на месте, оглянись по сторонам и громко окрикни «Мама!». Обращаться за помощью в городе можно только к полицейским (нужно объяснить, как они выглядят), сотрудникам магазина либо к взрослым с детьми. Это объективно самые безопасные для детей взрослые.

Самый простой способ найтись — это позвонить маме. Поэтому ребенок должен знать номер родителя наизусть. Это речь о маленьких детях. У детей постарше должен быть мобильный телефон. При этом они тоже должны знать наизусть номер мамы или папы! Телефон может сесть или потеряться.

Если вы собираетесь с ребенком в лес, необходимо ему собрать отдельный рюкзак, который он всегда должен будет носить сам. Если рюкзак останется на папином плече, а ребенок убежит вперед и потеряется — все сборы будут напрасны. В рюкзак кладем мобильный телефон, полностью заряженный (это важно!) бутылку воды, шоколадку и свисток.

Если малыш потеряется, то через некоторое время голос у него сядет, и даже откликнуться на зов будет невозможно. Для этого и нужен свисток. Научите ребенка откликаться в лесу, если его зовут по имени.

Расскажите, что в лесу от людей прятаться не нужно, — иногда дети пугаются и прячутся от тех, кто их ищет. И самое важное: дети никогда не ходят гулять в лес одни без родителей.

Ребенка нужно одеть в яркую и удобную одежду (красные, белые, оранжевые куртки). Маленького ребенка, который устал, замерз и лег между корнями дерева в чем-нибудь черном или зеленом, не видно с трех шагов.

Чаще всего трагические случаи с потерянными детьми происходят в природной среде. Самая главная опасность для ребенка в лесу — это вода. Потому что 9 из 10 детей, которые погибли в природной среде, — утонули. Очень важно объяснить ребенку, что к воде ему нельзя подходить ни при каких условиях. Болото считается. То же относится и ко льду. Никогда не выходите на лед, ни сами, ни тем более с детьми. Мы можем вспомнить летнюю трагедию в Пскове и недавно — в Карелии. Дети погибают в воде и летом, и зимой.

Другая причина возможного трагического финала — это криминал, похищение. Их очень мало, но они тоже случаются.

Конечно, такими делами занимается в первую очередь полиция, но и тут главное правило — обратиться за помощью как можно скорее. Чтобы успеть найти до трагедии. Если ваш ребенок ходит по улице один, в школу или кружок, пройдите с ним этот путь несколько раз вместе, вы должны точно знать, каким маршрутом он ходит и сколько времени ему на это понадобится.

Заведите в доме правило отзваниваться друг другу, когда дошли или доехали до места назначения. Конечно, надо начинать с себя: «Дорогой муж, я уже на работе, все ок». «Жена, я выезжаю с работы, буду через час». Тогда ребенок не будет чувствовать, что за ним одним тут следят и считают его маленьким.

Возвращаясь к криминальным историям, до детей нужно донести, что нельзя говорить на улице с незнакомцами, что-то у них брать и тем более садиться к ним в машину. Дети совершенно не понимают, кто такие незнакомцы.

Я спрашиваю на занятиях у первоклассников: «Я вам знакомая?» Они кивают, говорят: «Ну да!» — «А если я завтра встречу вас на улице, вы пойдете со мной?» — «Ну да, вы же людей ищете». Многие думают, что любой, кто представился или знаком с родителями (например, папин коллега или мамина подруга), — это знакомый, к нему в машину сесть можно. Это не так. Дети должны понимать, что люди, которым можно доверять безоговорочно, — это ближний круг. Те, с кем ребенок живет, близкие родственники.

Подростки, в отличие от малышей, часто уходят из дома сами. Не надо думать, что дети убегают только в неблагополучных семьях. К сожалению, такое может случиться с любым.

Начинается переходный возраст и, как следствие, недоверие и непонимание с родителями. Не надо бояться, что скажут «побегает и вернется». Не нужно стесняться и думать, что вас сейчас заклеймят позором и еще нажалуются в школу и органы опеки. Нет. Мы не полиция нравов. Главная задача — как можно скорее найти пропавшего. Просто потому, что ребенку ночевать, например, на улице — опасно.

Скрывать информацию, которая сможет помочь в поиске, не нужно. Мы хотим знать, поссорились ли вы перед уходом ребенка из дома, только для того, чтобы определиться с направлением поиска. Вся эта информация останется между нами. У нас есть принципы конфиденциальности, которые отряд не нарушает никогда».