С начала следующей недели, 8 февраля, студенты петербургских вузов вернутся обратно в аудитории. Прелести дистанционного формата учебы им пришлось отведать из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, однако теперь, кажется, пары в Zoom остались в прошлом. О своих впечатлениях от удаленки, перспективах дистанционного обучения и вопросах ценности образования Мойке78 рассказал доцент Высшей школы печати и медиатехнологий Александр Крамер.
Как преподавателю дистанционка мне жизнь и не усложнила, и не облегчила. Это принципиально другой формат обучения, только и всего. В ней нет межчеловеческого общения (ситуацию общения сейчас принципиально невозможно полностью воспроизвести в любой виртуальной среде).
Но при этом какая-то обратная связь должна быть в реальном времени. Вот, собственно, и все. Есть задача, есть формат результата, есть необходимость вот этой связи, дальше подбираем наиболее эффективные инструменты из доступных…
Так что («дистанционка жизнь». — Прим. ред.) ни усложнила, ни облегчила. Пока, тьфу-тьфу, компьютер работает. А вот если бы сломался во время дистанта, была бы проблема.
Есть предметы, в которых необходима практика F2F (face-to-face), и только в очном формате. Есть предметы, где это непринципиально. Есть предметы и специальности, где дистанционное взаимодействие надо отрабатывать в очном режиме. Есть предметы и специальности, где это не нужно. Вот где проблема, дистант надо прорабатывать в режиме очного обучения, и в этом случае по большому счету здесь нельзя идти «приказным порядком», инициатива должна идти снизу, от преподавателей.
Собственно, вменяемо приспособить дистант к очному — это для очень богатых вузов и при условии, что у преподавателей будет специально оплаченное время заниматься этим самым дистантом на очном. Потому как надо придумать, как это будет. Надо экспериментировать с айтишниками, проверять, как что работает, что не работает. Сочинять вместе с программистами свою платформу, если существующая не устраивает. Как это говорится, «мы делаем быстро, качественно и недорого — выбирайте любые два варианта».
Вопрос, насколько оправданно желание студентов платить меньше за учебу на дистанционном, — вообще не про дистант, это вопрос о том, стоит ли высшее образование как таковое тех денег, которые за него платят студенты на платном или государство за студента на бюджете. И какую долю в этих расходах занимает все это обеспечение дистанта как технологии. Причем и со стороны вуза, и со стороны студента. А под «качеством» образования зачастую понимают настолько разные вещи…