Третий год подряд Петербург лидирует среди российских регионов по числу вновь выявленных психических расстройств у жителей, констатирует Минздрав РФ. Армия граждан с отклонениями приближается к отметке 4800 человек. Ежегодно около 100 петербуржцев впервые приходят на прием к психиатру, констатируют врачи. У них не всегда получается помочь пациентам, и тогда все заканчивается трагично: число петербуржцев, лишившихся жизни по причине психических расстройств, возросло в четыре раза — 12 случаев в 2020 году против 3 годом ранее, подсчитал петербургский комздрав.

Одна из главных причин такой динамики, по мнению врачей, — высокая нагрузка на работе, стрессы, отсутствие нормального отдыха, дефицит рекреационных зон в городе. Отсутствие зеленых зон влияет на состояние человека угнетающе, отмечает Михаил Хорс, клинический психолог, аддиктолог (изучает зависимости). По мнению специалиста, «каменный» город создает стресс, люди — животные, которые являются детьми природы.

У каждого из нас есть природное начало, и если мы от матери-природы отрываемся, то в результате это приводит к стрессовому состоянию. Здесь важно задать себе вопрос: почему мы редко выбираемся в парки, за город, почему всегда остаемся в мегаполисах? И здесь мы понимаем, что у людей нет личностных ресурсов для этого — не привыкли отдыхать,
— рассуждает в беседе с Мойкой78 Михаил Хорс.

Деревья — для душевной экологии

Предположения российских врачей подтверждаются выводами ученых. Деревья в городе нужны не только для красоты — это еще основа его хорошей экологии и, как показывают недавние исследования европейских ученых, — душевного равновесия.

Германские ученые: Мелисса Р. Марсель из Института психологических наук, Торальф Кирстен из Исследовательского центра болезней цивилизации LIFE с коллегами исследовали 9751 жителя Лейпцига. Вопреки обычной практике, ученые решили не полагаться на опрос участников об их самочувствии, а отслеживать, часто ли пациентам выписывали антидепрессанты, и отметили связь между количеством рецептов и районом проживания.

Оказалось, что горожане, проживающие на расстоянии меньше 100 метров от парков, скверов и садов, значительно реже обращаются за антидепрессантами.

Высадка деревьев может стать профилактическим решением как для избавления от проблем психического здоровья, так и для создания биоразнообразия в городах,
— делают вывод германские исследователи.

Вырубленный Петербург 

Утверждать, что причина расстройств петербуржцев кроется в озеленении мы, конечно, не можем, но рискнем провести некоторые параллели. Старожилы помнят: деревья в Северной столице массово начали рубить в 1990-е. Времена были тяжелые, тогда и содержать их было не на что. Однако жизнь в городе и в стране изменилась, а новые деревья так толком на набережных и не выросли. На тех местах, где когда-то росли большие клены и вязы, сейчас или нет вообще ничего, или растут чахлые прутики. Примеров много: набережная Адмирала Лазарева у Лазаревского моста: было пять взрослых деревьев, а сейчас растет одно небольшое. Покупка четырех взрослых обошлась бы максимум в 100 тысяч рублей. Набережная канала Грибоедова у Львиного моста: было 11 взрослых деревьев, осталось два небольших. На старой фотографии набережной Карповки — десяток деревьев, на новой — десятки автомобилей. На картине Бенуа 1921 года набережная канала Грибоедова вся в деревьях, на снимке 2018 года — голые стволы-кочерыжки.

Точной статистики по количеству деревьев в Петербурге нет. На сайте комитета по благоустройству (его возглавляет Сергей Малинин. — Прим. ред.) удалось найти только цифру высаженных озеленителями растений, то есть деревьев искусственного происхождения, — 1,68 млн. Однако ни для кого не секрет, что именно комблаг считает деревьями, — это квелые прутики.

Напомним, три года назад василеостровцы и активисты боролись за то, чтобы из-под окон домов убрали незаконную автопарковку, а вместо нее сделали ухоженный сквер. Его пообещал бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Было высажено 165 ростков мелколистной липы и 72 саженца остролистного клена. Но петербуржцы эту идею раскритиковали. И не без оснований — деревья на намыве Васильевского острова в итоге не прожили и года. Об опасности высаживания слишком молодых деревьев Мойке78 неоднократно рассказывали эксперты. Но комитет по благоустройству Петербурга предпочитает тратить миллиарды бюджетных рублей на высадку «прутиков», которые в итоге погибают.

Кто ответит 

Ответственность за «легкие» Петербурга размазана по разным ведомствам, зеленые зоны города поделены. Очень часто в ответ на запросы в комблаге говорят, что не в ответе за то, что в каком-то дворе рубят деревья.

За сады, парки и скверы городского значения, бульвары и уличные газоны отвечает комитет по благоустройству, за внутриквартальные скверы и бесхозяйные зеленые территории — районные администрации, за дворы — муниципалитеты. В подчинении у комитета находятся четыре унитарных предприятия и четыре государственных казенных учреждения. Из названий понятен и предмет их деятельности — ГКУ «Курортный лесопарк» или ГУП «Московский парк Победы».

Право на обслуживание крупных парков подрядчики получают по результатам конкурсов комитета по благоустройству — чаще всего в них выигрывают районные садово-парковые предприятия. Конкурсы на обслуживание небольших скверов местного значения проводят муниципалитеты — эти тендеры могут «взять» и компании малого бизнеса, и даже индивидуальные предприниматели. Но, как показывает практика, высаживать прутики допускают только районные садово-парковые предприятия.

В декабре прошлого года в карточках сразу пяти конкурсов по содержанию, ремонту городских объектов и территорий зеленых насаждений, а также компенсационному озеленению в 2021 году на сайте госзакупок появились имена победителей: 2 млрд распределили между пятью садово-парковыми хозяйствами. Все они принадлежат правительству города, а точнее — комитету по благоустройству. Осмелимся сделать вывод, что и в 2021 году Петербургу не стоит ждать масштабного и качественного озеленения.