Вот уже полгода, как вокруг уникальной коллекции императорского дома развивается скандал. Апогея история достигла в феврале 2021 года, когда директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что все имеющиеся в музее экспонаты будут проверены на подлинность. Мойка78 попыталась разобраться в ситуации, однако на фоне «замыливания» темы историей про обнаженные скульптуры все эксперты наотрез отказались обсуждать подлинные и фальшивые экспонаты.
Лиха беда начало
Отправной точкой скандала послужило открытое письмо коллекционера Андрея Ружникова, адресованное директору Эрмитажа. В своем послании лондонский арт-дилер заявил, что на новой выставке в музее большое количество экспонатов — подделки, не имеющие никакого отношения к императорской коллекции. Специалист упирал на тот факт, что большинство яиц производились в единственном экземпляре. Однако представленные в Эрмитаже экспонаты повторяют те, которые уже выставлены в других музеях.
Выставка «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора» открылась в Гербовом зале Зимнего дворца 25 ноября 2020 года. На ней представлен ряд уникальных работ фирмы Фаберже, в том числе «Яйцо-часы Ротшильдов» 1902 года.
Коллекционер ждал ответа из Эрмитажа. Однако публичной дискуссии не случилось. Но после того как пресса вцепилась в тему с «нехемульской силой», высокое руководство главного музея страны в феврале 2021 года заявило, что все предметы будут проверены на подлинность.
Витиеватость и молчание
Весь конец марта прошел в напряжении. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил о пресс-конференции. Конечно же, все ждали от него ответа на волнующие вопросы о яйцах Фаберже.
Накануне заявленной встречи с прессой Мойка78 связалась с несколькими комментаторами, которые не находятся «внутри» ситуации, чтобы получить максимально независимое мнение. Однако из 12 опрошенных консультантов согласились ответить только двое. Но и эти после выраженного первоначального согласия вдруг неожиданно отказались говорить наотрез. Что это? Заговор молчания?
На заявленной пресс-конференции, впрочем, развернутого ответа руководителя Эрмитажа представители СМИ так и не получили. Разговор плавно съехал на жалобы по поводу обнаженных статуй и их воздействия на неокрепшее сознание детей. Скандальный блеск яиц Фаберже на фоне полной наготы скульптур резко померк. Коллеги получили свою пикантную сенсацию. Михаил Пиотровский избавился от явно неприятного объяснения.
Однако объясниться все же пришлось. Приводим здесь расшифровку части видеоинтервью, которое директор музея дал журналистам из РБК.
Фаберже это прежде всего бренд, это целое культурное явление. В искусстве есть разные градации, и к тому же Карл Фаберже не делал все изделия собственными руками, в фирме работали десятки мастеров. Потом еще были подражатели, клейма вывозились. Некоторые экспонаты собирали по кусочкам, реставрировали, где-то, может быть, плохо реставрировали. Рынок изделий Фаберже — он громадный. Здесь идет звериная борьба. Но у нас музей. Нам не важна подлинность, нам важна история. Эти обвинения — обычный крик с рынка. Это наезд на конкурентов, это наезд на русское коллекционирование, если хотите,— сказал Пиотровский.
После такого заявления трудно что-либо комментировать и даже добавлять. И мнения искусствоведов в этом ракурсе становятся совершенно бессмысленными.