Санкт-Петербургское УФАС России проводит масштабную проверку в отношении поставщиков питания по государственным контрактам для детских образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Если будут выявлены злоупотребления, то нарушителям грозит ответственность вплоть до уголовной.
Предполагается, что некоторые компании в 2018–2020 годах могли ограничить конкуренцию на торгах по организации питания в детских учреждениях — в результате они могли получить доход на общую сумму более 1 млрд рублей. Участники предполагаемого картеля могли создавать иллюзию конкуренции, договариваясь заранее между собой для поддержания цен на торгах. А снижения по итогам торгов практически не было (0,2–1% от начальной цены). В данных действиях могут усматриваться нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты конкуренции.
Какие именно компании подозревает ведомство — пока неясно. Как стало известно Мойке78, проверка может затронуть таких игроков рынка детского питания, как ООО «Серна», ООО «Альфа-провиант», «Альфа-провиант+», ООО «Кавалер», ООО «Кавалер+», ООО «КШСП» и ООО «Альтаир». Но, похоже, ими антимонопольщики не ограничатся. Кроме того, предметом проверки могут быть возможные взаимосвязи между компаниями.
Некоторые совпадения бросаются в глаза при беглом взгляде на общедоступные базы данных. Например, ООО «Серна» и ООО «КШСП» в разные периоды возглавлял один человек — Наталия Евгениевна Сорокина. А игроки рынка вспоминают, что ранее компания «КШСП» называлась «КШСП Серна», однако в открытых источниках подтверждения данной информации не нашлось.
В УФАС ситуацию пока не прокомментировали. Мойка78 направила официальный запрос.
Ожидается, что предварительные итоги проверки в УФАС станут известны 4 мая. Если будут обнаружены нарушения, то участников сговора могут привлечь к ответственности.
В имеющемся случае УФАС по Санкт-Петербургу применяет стандартную процедуру расследования картельных сговоров — после получения заявления Антимионопольный орган проверяет полученную информацию, направляет соответствующие запросы, в том числе в адрес торговых площадок, при необходимости прибегает к помощи правоохранительных органов для проведения необходимых мероприятий, направленных на сбор доказательств. В случае, если антимонопольный орган приходит к выводу о наличии картельного сговора — возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства и, по общему правилу, направляются материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ. Как показывает практики, достаточными доказательтсвами по данной категории дел признаются: подача участниками торгов заявок с одного и того же IP адреса, подготовка заявок для участия в торгах одними и теми же лицами (были случаи, когда заявки на торгах от всех участников готовил сам заказчик), незначительное снижение начальной максимальной цены контракта (когда контракт с начальной максимальной стоимостью 100 рублей в итоге заключается за 99 руб, в то время как при добросовестной конкуренции реальная цена контракта могла бы составить 75 руб), добровольное признание одного из участников картеля, сделанное для освобождения от ответственности, Наличие явно выраженной «организации-подстраховщика» (в силу сговора принимающей участие в конкретных торгах без экономического смысла для себя и осуществляющей действия, направленные на сознательное поражение в закупке: неприложение квалификационных документов, отсутствие снижения цены и т.д.). В рассматриваемом случае, если поступившая в УФАС по Санкт-Петербургу информация подтвердится, полагаем, что антимонопольный орган скорее всего возбудит дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении названных лиц и передаст материалы в правоохранительный органрассказал Александр Почуев, адвокат, Президент Международной коллегии адвокатов г. Москвы «Почуев, Зельгин и Партнёры»
Справка: ответственность за нарушения законодательства о конкуренции (создание картеля) предусмотрена статьей 178 УК РФ. Если такое деяние повлекло за собой ущерб в особо крупном размере (двести пятьдесят миллионов рублей), то оно может наказываться лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Впрочем, лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении.