В Петербурге с 2019 года не открывали новых станций метро. Город сильно отстает по срокам от старого плана строительства. Теперь же комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ищет подрядчика, чтобы вновь переделать схему подземки — выделить на это Смольный готов почти 15 млн рублей.
До московских темпов строительства Петербургу далеко: в Белокаменной число станций уже не сосчитать, в то время как в городе на Неве сроки сдачи срываются постоянно. Только с 2014 года жители недополучили около 20 обещанных станций и как минимум одну новую ветку.
Последние сданные станции — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — собирались открыть к 20 декабря 2018 года. Но объекты оказались готовы только к концу января 2019 года — и то на 80%. Еще и с недоделками. Эти станции торжественно открыл Александр Беглов 3 октября 2019 года, однако вскоре их временно закрыли из-за недостатков.
Сейчас в Петербурге строят две ветки. Но и их открытие перенесли. В феврале 2021 года метростроевцы объявили, что станции «Театральная» и «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии и станции «Путиловская» и «Юго-Западная» Красносельско-Калининской линии заработают только к 2024 году. До этого планировалось, что они примут первых пассажиров в 2022 году. На старых схемах эти станции были подписаны вовсе 2014-2015 годами.
Теперь Смольный решил переделать программу сдачи станций метро. Поэтому КРТИ во главе с Андреем Левакиным ищет проектировщика на конкурсной основе. Новый план будет подробно описывать развитие подземки до 2045 года и состоять из схемы с пояснениями. Так, подрядчик должен указать срок проектирования станций и график их ввода, стоимость строительства, способ сооружения, сослаться на аналогичные проекты метро. Власти готовы заплатить подрядчику из бюджета Санкт-Петербурга до 14 954 539 рублей.
Согласно заявке на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, с 2025 по 2045 год на строительство станций петербургского метро из городского бюджета планируют ежегодно выделять не менее 30 млрд рублей. На 2024 год сумма будет поменьше — 24 млрд.
Короче говоря, власти Северной столицы ждут от подрядчика предложений по программе «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», которая была утверждена еще 30 июня 2014 года.
Скорее всего, заявка на закупку нужна для того, чтобы официально разорвать любую связь со старым «Метростроем», с которым Смольный поссорился два года назад. По официальной версии, причина конфликта и расторжения контакта — большое число недоделок (можно вспомнить те же проблемы с «Шушарами»).
В конце 2019 года одного из владельцев «Метростроя» заключили под домашний арест, подозревая в присвоении и растрате средств. Однако в декабре 2020 года срок содержания истек и продлевать его не стали. Он был отпущен под подписку о невыезде.
Компания, в свою очередь, обвинила власти Петербурга в задержках платежей, из-за которых она не могла укомплектовать штат. Кроме того, Смольный упрекнули в том, что по готовым объектам чиновники долго согласовывали документацию. В результате этого конфликта в городе перестали строить новые станции метрополитена, а те, что строились, начали консервировать.
На смену АО «Метрострой» пришло учрежденное в октябре 2020 года АО «Метрострой Северной столицы». Городу принадлежит 65% акций новой компании, в то время как остальные 35% — у «ВТБ Девелопмент».
Подача заявок на сайте Единой информационной системы в сфере закупок заканчивается 1 июня 2021 года. Вероятно, уже летом петербуржцы узнают, кто займется разработкой нового плана метро.