Об уголовном деле бывшего вице-губернатора Марата Оганесяна написаны сотни статей и проведено множество журналистских расследований. Но до сих пор не найден ответ, кто же в действительности стоял за хищениями средств, выделенных на строительство «Зенит Арены».

Карьера и строительство

Досье на него, как говорят, было у силовых структур еще много лет назад, до истории с «Зенит Ареной». Еще до его назначения в марте 2013 года о спорной биографии будущего главного строителя Петербурга много писали СМИ.

Стремительный взлет карьеры Марата Оганесяна связывали с московским бизнесменом Размиком Асатряном. Вместе с ним Оганесян организовал несколько строительных фирм. Практически сразу, без какого-либо начального бизнес-портфолио, эти компании стали получать выгодные подряды, в том числе и под госзаказ от ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» Москвы. Следующим этапом его столичной карьеры стало назначение на должность руководителя ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ. Именно с этого момента начался его звездный старт в строительный бизнес Санкт-Петербурга. В 2011 году он стал трудиться в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации.

Наша справка: с 2004 по 2010 год Оганесян руководил ГК «Согласие», в которую входили несколько предприятий, занимающихся строительством и информационными технологиями. Самые заметные проекты компании: торгово-гостиничный комплекс «Москва-Сити» и реконструкция зданий Московского Кремля.

В 2013 году Марат Оганесян занял пост вице-губернатора Петербурга, курирующего вопросы строительства. Фактически под его контролем находилась работа комитета по строительству, КРТИ, КГИОП, Службы государственного строительного надзора и экспертизы, а также комитета по градостроительству и архитектуре, комитета по инвестициям. После скандала с видеозаписью из ресторана «Бочка» в 2015 году покинул пост. Далее занимал пост вице-президента банка «Российский капитал», курировал строительство объектов компании «СУ-155».

Уголовный масштаб

Марат Оганесян был арестован в мае 2016 года, ему было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Поводом для возбуждения уголовного дела стали признаки финансового ущерба, которые обнаружила еще в 2013 году Счетная палата РФ. Надзорный орган посчитал Смольный виновником удорожания «Зенит Арены». Общая сумма финансовых нарушений при строительстве футбольного стадиона на Крестовском острове была оценена аудиторами в 15 млрд рублей. Вскрылись недостачи, неправомерные надбавки к ценам на заготовки строительных каркасов, завышение стоимости проектных работ и пр.

Наша справка: строительство стадиона «Зенит Арена» началось еще в 2007 году. Сроки сдачи объекта неоднократно менялись, как и его стоимость. Первоначальная цифра 6,7 млрд рублей в конечном итоге выросла до 43,7 млрд.

Вокруг этого скандального уголовного дела практически сразу стали происходить странные вещи. Например, целый год следствие расследовало всего один преступный эпизод. В обвинительном заключении, правда, зазвучали совсем другие цифры. По версии следствия, в период с июля по сентябрь 2013 года при поставке видеотабло для спортивной арены было похищено 50 млн рублей, из которых 28 млн рублей получил Марат Оганесян.

В 2017 году администрация города неожиданно перестала быть потерпевшей стороной в деле о хищениях на «Зенит Арене». Вместо комитета по строительству потерпевшей была признана коммерческая организация  «Инжтрансстрой-СПБ», которая являлась генеральным подрядчиком при возведении стадиона. Этот момент вызвал удивление у многих. Сторона защиты неоднократно обращала внимание следствия на решения арбитражных судов, исходя из которых речь здесь шла вовсе не о мошенничестве, а коммерческом характере спора «Инжтрансстроем-СПб» и «Театрально-декорационными мастерскими», и это оценивалось лишь как нарушение финансовой дисциплины.

В том же году Марат Оганесян заключил сделку со следствием. За время пребывания в СИЗО, как писали петербургские СМИ, бывший вице-губернатор дал показания на бывшего первого зампреда комитета по строительству Петербурга Александра Янчика, директора Александринского театра Григория Попова. Также ходили слухи, что следственные органы получили некие показания на Виталия Мутко и вице-губернатора Игоря Албина.

Политический след

В рамках досудебного соглашения бывший вице-губернатор признал себя виновным в мошенничестве, дал признательные показания и принял меры для погашения ущерба, что было частью сделки со следствием. Защита чиновника настаивала, чтобы суд разрешил обратить взыскание на его имущество, ведь других материальных ценностей у Оганесяна на тот момент не было. В рамках уголовного дела были арестованы все его счета. Но Смольнинский районный суд отказался рассматривать уголовное дело в рамках преюдиции, посчитав условия досудебного соглашения неисполненными. Решение первой инстанции утвердил Горсуд Санкт-Петербурга. Генпрокуратура расторгла с Маратом Оганесяном соглашение о сделке со следствием.

После этого бывшему вице-губернатору заново предъявили обвинение по эпизоду с поставкой видеотабло, квалифицировав его действия как получение взятки (ст. 290 УК РФ). Теперь следствие считало, что Марат Оганесян совместно с экс-заместителем председателя комитета по строительству администрации города Александром Янчиком создали организованную преступную группу.

Еще в 2017 году многие усмотрели в этой истории политику. Ведь появление в ней фигуры вице-губернатора Игоря Албина стало неожиданностью, хотя многие посчитали это закономерным. После отставки Оганесяна и принятия достройки «Зенит Арены», по слухам, силовые органы серьезно присматривались к штатному расписанию Албина и его сотрудникам. Это внимание, как известно, закончилось визитом к руководителю его аппарата Алексею Золотову, обысками и возбуждением уголовного дела. По слухам, этот факт связывали с активной политической деятельности Игоря Албина и его жалобами в Кремль на губернатора Георгия Полтавченко в рамках предстоящей борьбы за кресло главы города в 2018 году.

Борьба, как мы теперь уже знаем, закончилась для него ничем. Не исключено, что показания, полученные следствием от Марата Оганесяна, стали существенным подспорьем в борьбе с политическими аппетитами Игоря Албина. Ведь за все 5 лет пребывания в СИЗО бывшего вице-губернатора так и не выпустили под домашний арест. Это было невыгодно следствию.

Комедия положений

Следствие по делу Марата Оганесяна должно было закончиться в 2018 году. В мае 2021 года исполнилось ровно 5 лет с начала этого уголовного дела. К приговору схема преступления разрослась и стала выглядеть следующим образом: чиновники убедили «Инжтрансстрой-СПб» заключить с компанией «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) контракт на поставку видеотабло и выплатить ТДМ аванс 50 млн рублей. 28 млн рублей руководитель ТДМ Григорий Попов передал чиновникам. Деньги перетекли через структуры миллиардера Дмитрия Михальченко, конкретно через Дмитрия Сергеева, главы компании «Балтстрой». Таким образом, Марат Оганесян и Александр Янчик получили эти деньги от ТДМ за помощь в получении контракта на табло стадиона.

В конце апреля 2021 года по данному уголовному делу состоялись прения. Все эти годы отказывавшиеся признать свою вину фигуранты вдруг раскаялись и признались в инкриминируемом им преступлении. Госообвинение в прениях попросило назначить Оганесяну 16 лет, Янчику 14 лет, Василию Сливкину 10 лет лишения свободы. Кроме того, сторона обвинения просила суд назначить Оганесяну и Янчику штрафы по 60 млн рублей, Сливкину — 400 миллионов. Остальные фигуранты, по мнению прокурора, достойны колонии от 4 до 8 лет.

Как писала Мойка78, в итоге Оганесяна приговорили к 5,5 годам строгого режима, сидеть ему осталось около года.