В Московском районе Петербурга мальчика, провалившего ОГЭ по математике, нашли на земле после падения из окна на 9-м этаже. Позже школьник скончался в больнице. В сезон сдачи экзаменов в беседе с Мойкой78 психоаналитик Артем Баранов рассуждает, почему подростки так бурно реагируют на неудачи и как с этим бороться:

«При становлении психики человек формирует в себе определенные механизмы, которые требуют от него соответствия определенным идеалам. Это происходит, как правило, в раннем детстве, и если человек успешно проходит подобную фазу своего, так сказать, формирования, то дальше он более-менее успешно вписывается в окружающий социум.

Понятное дело, мы не можем говорить, что это максимально успешно происходит. Мы порой чувствуем, что как-то не совпадаем с идеалами общества, которые видим. Потом уже во взрослом возрасте определенным образом от этого страдаем, может быть, пытаемся соответствовать, или, наоборот, у человека может возникнуть протест к этому.

Но это нормальное течение подобного механизма. Когда же это происходит негладко или постигает неудача на этом уровне, человеку начинает казаться, что требования становятся неоправданно жестокими, неоправданно репрессирующими его субъективность. И вся его жизнь оказывается подчинена тому, чтобы соответствовать каким-то тем идеалистическим представлениям, которые он встречает на своем пути.

Кто-то думает, что он должен быть очень красивым, очень хорошим, очень добрым и т. д. Люди, у которых происходят такие истории, наиболее склонны к самоубийству. Это такая меланхолия, которая может быть абсолютно беспощадной к человеческому субъекту, и когда его постигает неудача любовная или профессиональная, то он может закончить жить таким образом.

Здесь окно работает как возможность уйти от всех этих проблем. Потому что подростки оказываются не вписанными в какие-то рамки. Особенно это касается молодых людей, которые с подобными трудностями справляются еще тяжелее, чем взрослые подобных структур.

Могут быть и другие причины. Однако чаще всего это связано с тем, что человек не может справиться с какими-то высочайшими требованиями к нему, что ему легче закончить это все, чтобы с ними никогда не сталкиваться.

Как контролировать

Если такая история формируется в психике, есть вероятность, что она когда-нибудь да сработает. На уровне молодых людей это, конечно, внимательность родителей и ближнего окружения к детским тревогам, сложностям, с которыми они сталкиваются в период взросления.

И со стороны, конечно, школы тоже, потому что она как некая уравнительная система предъявляет школьникам требования, которые они должны выполнить, и не считается особо с их внутренними неурядицами, с их расстройствами и так далее.

Но стоит заметить, что у учебного учреждения стоит и иная задача — подготовить и выпустить образованных людей. В этой гонке учителя могут проглядеть подобные случаи, но и винить их за это нельзя, поэтому это в первую очередь задача родителя — увидеть этот момент и помочь.

Если ребенок не может сам справиться со своей тревогой, то тут можно обратиться за помощью к психотерапевту. Родитель не всемогущий, но есть люди, которые могут помочь.

Нужно донести до ребенка, что несданный экзамен — это не конец жизни. Никто его не убьет, не выгонит и т. д. Существует масса пересдач, можно перезапустить учебный процесс, постараться в следующий раз. Можно, не имея образования, начать все с нуля и состояться в жизни другим образом.

В нашем обществе, именно российском, этого очень не хватает. Все требуют какой-то высочайший результат, а как показать результат, если ты никогда не ошибался и не делал это в спокойствии, чтобы проанализировать свою ошибку, чтобы понять, а что ты сделал не так».

Ранее Мойка78 писала о том, что вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина опубликовала на своей странице «ВКонтакте» опрос по поводу отношения горожан к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).