Несмотря на то что пандемия существенно подкосила доходы преступных групп и количество краж грузов снизилось, специалисты логистического бизнеса уверены, что ущерб от хищений на железной дороге и автотранспорте оказывает негативное влияние не только на локальный, но и на международный бизнес.

Поддельные аккаунты и новые модели

Несмотря на логистические ограничения из-за пандемийной обстановки и снижение общего объема торговли, больше всего преступники посягают на грузы при автоперевозках. Средняя стоимость утраченного груза, по данным страховой компании International Transport and Logistics Insurance, в 2020 году составила около 2,8 млн рублей.

Инфографика Мойки78

За грузами постоянно охотятся организованные преступные группировки. Они неустанно ищут способы обойти системы контроля и безопасности, чтобы проникнуть в места хранения и транспортировки груза, успешно вывезти и реализовать товар на сером и черном рынках. Крадут практически любые категории товаров.

Но сегодня, в эпоху цифровизации, логистическим компаниям и страховщикам чаще всего приходится сталкиваться с хитроумными мошенническими схемами, где преступники используют не только классических подставных водителей и поддельные документы, но и перекупленные аккаунты добросовестных участников рынка транспортных услуг.

Мошенники «ведут» водителей по телефону, чтобы украсть товары. Фото: Pixabay

Основные риски — персонал компаний. Нередко сами менеджеры по логистике вступают в сговор с преступниками и помогают им, используя учетные записи на различных транспортных биржах и интернет-порталах.

Чаще всего злоумышленники используют следующую схему: покупают юридическое лицо с хорошим репутационным портфолио, нанимают водителей, принимают заказы. Водителям даются указания напрямую по телефону, без путевого листа. Таким образом, груз прибывает в то место, которое указывали мошенники (склад или прямо на трассу), а не в назначенную фирмой-отправителем точку разгрузки.

Наиболее востребованными у преступников категориями товаров, по данным страховой компании International Transport and Logistics Insurance, являются: продовольствие и напитки, металлы и кабельная продукция. Кроме того, в 2020 году участились случаи краж бытовой техники, а также одежды, обуви и текстиля.

Идет вагон, качается

Преступления, совершенные на железнодорожном транспорте, тоже не отличаются разнообразием. В основном это кражи, грабежи, разбои и мошенничества. По данным Северо-Западной транспортной прокуратуры (нынешний руководитель — Владимир Владимиров), большинство краж в сфере грузовых перевозок возникает в процессе перевозки от станции погрузки до станции выгрузки и происходит, как правило, летом. Воруют грузы вечером и ночью, во время стоянок поездов на станциях или грузовых дворах.

Злоумышленники также любят красть грузы и с железной дороги. Фото: пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры

Способы хищения грузов на железнодорожном транспорте достаточно разнообразны: злоумышленники просверливают цистерны, проламывают крыши и полы вагонов, срывают опломбированные замки. Впрочем, и тут, так же как и в случаях с автогрузоперевозками, присутствуют мошенничества, подделка документов на груз, замена подлинных перевозочных документов.

Инфографика Мойки78

Крадут не только грузы, но даже вагоны. Так, в конце 2020 года в полицию обратилась предпринимательница из Москвы по факту хищения принадлежащих ей трех железнодорожных вагонов. Она сдавала их в аренду петербургскому бизнесмену. Сотрудники транспортной полиции нашли подозреваемого. Им оказался владелец фирмы по ж/д перевозкам. Он арендовал указанные вагоны и некоторое время исправно оплачивал аренду, а затем исчез. Арендованные вагоны он перепродал через фирму-однодневку, а деньги присвоил и положил на свой счет. Причиненный владелице ущерб был оценен товароведческой экспертизой в 2 млн 700 тысяч рублей. В отношении арендатора было возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата). Вагоны были найдены и возвращены собственнику.

Вагоны пришлось возвращать с помощью правоохранительных органов. Фото: пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры

Участники логистического рынка и правоохранительные органы считают, что пандемия подтолкнула все сферы экономики к цифровизации. Много сделок стало проходит онлайн. С одной стороны, это очевидный прорыв, который делает бизнес-процессы прозрачными, позволяя им выходить на новый уровень. С другой стороны, сделки стали обезличиваться, что позволило прийти на рынок большому числу игроков с разными намерениями, в том числе недобросовестными и преступными.

Инфографика Мойки78

Ранее Мойка78 писала о том, как бесследно исчезла фура с 20 тоннами горбуши.