Наследственные споры, как правило, самые трудные и в юридическом, и в моральном плане. Они влекут за собой нешуточные битвы, ссоры и разрыв отношений. Ситуации, когда один из наследников ухаживает и поддерживает родителей до последнего часа, а второй не участвует, но приходит делить имущество, — одни из самых распространенных. С такой историей в редакцию Мойки78 обратился наш читатель.
Закон
Согласно закону, наследники первой очереди вне зависимости от наличия завещания и степени общения с умершим получают свою обязательную долю в наследстве. Закон также оговаривает момент, что в случае если наследник в некоторых ситуациях не оказывал должного ухода за наследодателем, то тогда его в соответствии с судебным решением могут признать недостойным. Именно этого и собирается добиваться через суд читатель Мойки78.
Мы были обычной благополучной советской семьей. Папа — военный музыкант, мама — педагог. Двое детей, я и сестра. В далеком декабре 1981 года наша семья получила трехкомнатную квартиру на 13-й Красноармейской улице. Я окончил военное училище и уехал служить. Сестра, окончив институт, вышла замуж за американца и уехала жить в США., — рассказывает собеседник издания.
По словам нашего читателя, все эти годы семья поддерживала отношения с заокеанской родственницей… в письмах и по телефону. В Россию новоиспеченная американка практически не приезжала. Тем временем родители состарились. В 2010 году читатель Мойки78 похоронил мать. Затем 11 лет пришлось ухаживать и присматривать за тяжелобольным отцом-инвалидом.
Сиделку папа не хотел. Не доверял чужим людям. Мне пришлось нелегко. Моя сестра никак не пыталась помочь ни мне, ни отцу. Да, она звонила. Но только чтобы попросить у старого больного отца денег…, — добавляет собеседник Мойки78.
Как оказалось, отец читателя Мойки78 менял часть своей пенсии на доллары и через знакомых передавал дочери в США. В конце января 2021 года он умер. И тут началось самое интересное. Не появлявшаяся в России почти 30 лет родственница срочно оформила все документы, взяла билеты и прилетела в Петербург, несмотря на тяжелую пандемию, чтобы претендовать на наследство.
Реальность
Теперь она предлагает мне выкупить у нее 1/2 квартиры по цене, почти в 2 раза превышающей рыночную. Если я не соглашусь, обещала вместе со своим агентом продать долю «черным риелторам», чтобы в квартиру въехал неизвестно кто, и тогда я все потеряю. Я просил сбросить цену хотя бы до рыночной и хотя бы частично компенсировать мои затраты на уплату ЖКХ за все эти годы, и ее налог на имущество, который мне пришлось платить. Даже за похороны она не соглашается внести свою долю. Заявила, что меня никто не заставлял хоронить родителей, мол, можно было и совсем не хоронить,— объясняет собеседник издания.
Сейчас пенсионер готовится подать иск в суд. По словам адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Юрия Лихачева, сестра его доверителя отнюдь не бедна. Она трудится в системе образования Соединенных Штатов и имеет несколько объектов недвижимости.
Рассматриваемая ситуация, конечно, особо цинична даже тем, что дочь не только не помогала нуждающимся родителям, но и забирала у отца пенсию и не оплачивала даже за себя ЖКХ за долю в квартире и имущественный налог. Полагаю, будучи обеспеченной гражданкой США, она могла это делать.— заявил адвокат.
Что касается судебных исков, то тут будет все зависеть от мелочей и деталей, которые в рамках статьи рассмотреть сложно. Почему сестра не идет на компромисс — для меня загадка,
На самом деле процедура признания недостойным наследником довольна сложная, и суды не всегда выносят решение в пользу ответчика. По словам Артема Баконина, адвоката Санкт-Петербургской коллегии адвокатов, истец американской гражданки может обжаловать действия нотариуса.
Согласно действующим сегодня законам, сестра и брат являются наследниками в равных правах. Оба они через полгода вступят в права наследования. Далее брат вправе обжаловать действия нотариуса и направить иск в суд о признании сестры недостойным наследником. Но перспективы этого иска представляются туманными,— считает адвокат.
Именно поэтому адвокат Юрий Лихачев считает более перспективным иск о принудительном выкупе доли в квартире.
В сложившейся ситуации самый разумный выход — компромисс. А именно: брату и сестре договариваться и договариваться. Переговоры — самое мудрое решение в рассматриваемой ситуации,— подытоживает адвокат.
Мойка78 попыталась связаться с сестрой мужчины, однако пока комментарий женщины получить не удалось.
Ранее Мойка78 писала о том, что бизнесмены стали чаще оформлять наследство на фоне пандемии.