Петербургские вузы начинают переходить на дистанционную систему обучения. Частично на удаленке уже обучаются студенты СПбГУ, с 25 октября на дистант переходит Высшая школа экономики (ВШЭ). Родители студентов платят немалые деньги за обучение своих детей на очной форме, однако в связи с коронавирусными ограничениями студенты вынуждены заниматься удаленно.
С вопросом, могут ли студенты петербургских вузов потребовать пересмотра расценок на учебу из-за перевода на дистанционное обучение, Мойка78 обратилась к президенту Международной коллегии адвокатов города Москвы «Почуев, Зельгин и Партнеры» Александру Почуеву.
Вопрос о стоимости обучения после первой волны коронавируса стал настолько остро, что студенты МГУ собирались подать в суд, а в Госдуму внесено было целых два законопроекта на тему понижения стоимости обучения на период ограничений, связанных с коронавирусом. Но оба законопроекта получили отрицательные отзывы от правового комитета Госдумы, один из них даже получил отрицательный отзыв от правового управления правительства в связи с техническими недоработками проекта, поэтому законодатели ввиду выборов, наверное, мало уделяли этому внимание.
Что касается судебной практики, она еще не дошла до своего логического конца — таких кейсов на сегодняшний день не много, и их результаты пока процессуально не оформлены, поэтому говорить о том, как это будет развиваться, сложно, но в то же время нужно понимать, что объем и качество образования, которое оказывается очно и дистанционно, совершенно разные. Всем известно, что офлайн-образование стоит гораздо дороже, чем онлайн. Это очевидные факты.
И конечно, если человек подписывает контракт на очную форму обучения, то он имеет полное право путем написания претензионного письма в адрес администрации университета требовать от вуза предоставления упомянутых в договоре услуг, а университет уже должен решать — либо идти навстречу каким-то образом, либо доказывать свою правоту в судах.
В принципе, судебная практика находится на стадии формирования, и в ближайшее время увидим уже какую-то позицию по этим вопросам. Чтобы был удовлетворен хоть один подобный иск, такого на практике нет, но перспектива у подобного рода исков есть, потому что очевидно, что меняется объем предоставляемых услуг и, соответственно, стоимость.
Я думаю, что в частном порядке вузы, используя те или иные механизмы, договариваются со студентами каким-то образом, надо отметить, что позиция Министерства образования и науки однозначная — это невыгодно и не нужно Минобрнауки, вузам тоже это невыгодно, потому что львиная доля доходов — это как раз платное обучение. Вопрос тут, конечно, об интересах студентов, о качестве образования.
Понятно, что онлайн-образование в большей мере может заменить офлайн-образование, но в то же время в этих законопроектах и говорится о том, что для некоторых профессий, таких как врачи, например, полностью офлайн обучаться невозможно.
Госдуме предстоит семимильными шагами ускорить этот законодательный процесс, потому что вопрос затрагивает большие слои населения, не только студентов вузов, но и родителей, которые платят за это. И это вопрос социальной напряженности, он должен быть решен в ближайшее время.
Как ранее сообщала Мойка78, петербургские студенты Вышки в разы дешевле могут получить дистанционное образование в Европе.