Со скандального проекта вокзала для высокоскоростной магистрали (ВСМ) стряхнули пыль. Ради его строительства в центре Петербурга могут снести исторический квартал. Официально проект ВСМ пока не утвержден. В правительстве допускают отказ от него, но разговоры о возможном уничтожении дореволюционных складов Кокоревых уже ведутся. История удивительным образом напоминает события конца 90-х. Тогда попытки возвести вокзал закончились котлованом, на месте которого вырос ТРЦ «Галерея».

Над казармами нависла угроза сноса. Фото: скриншот Google Maps

Яма на миллионы

Первые разговоры о строительства ВСМ начались в конце 1960-х годов, но отчетливые очертания проект приобрел в начале 90-х. Для его реализации в 1992 году было создано РАО «Высокоскоростные магистрали», 87% акций которого принадлежали Минимуществу, а остальные — властям Москвы и Петербурга.

С самого начала проект подвергался критике со стороны депутатов, отдельных чиновников и экологов. Среди претензий к ВСМ были сомнительная окупаемость, неоправданные траты и вред окружающей среде. Несмотря на это, идею удалось пролоббировать и получить кредиты в английских банках под гарантии правительства. Инвестиции в проект оценивались в миллиарды долларов. Из них около $300 млн планировалось потратить на строительство вокзального комплекса в Петербурге.

Реализация проекта вокзала началась в 1996 году. Для строительства на Лиговском проспекте вырыли котлован, снесли здания и расселили несколько домов. Одним из сторонников проекта был тогдашний губернатор Владимир Яковлев. При нем же амбициозный проект превратился в многомиллионную яму.

Проект вокзала для ВСМ оставил отпечаток на биографии экс-губернатора Яковлева. Фото: Baltphoto/Дарья Иванова

В 1998 году наступил экономический кризис. На фоне девальвации президент Борис Ельцин решил прекратить строительство вокзального комплекса. Операции по кредитной линии и выплаты были заморожены. В этот же год РАО «ВСМ» признали банкротом.

Не взлетевший «Сокол»

Пока многомиллионная яма зарастала сорняками, продолжал подавать надежды родственный проект — высокоскоростной поезд «Сокол».

Власти решили не идти по легкому пути и вместо того, чтобы закупить поезда у Японии или Швеции, взялись за разработку «Сокола».

Задумывалось, что отечественные поезда будут «летать» между Москвой и Петербургом со скоростью 350 км/ч. Строительством поезда занимался завод «Трансмаш», который позднее переименовали в ЗАО «Тихвинский завод транспортного машиностроения «Титран». Поставку комплектующих и материалов для поезда осуществляли более 100 предприятий России.

Фото: РЖД

Разработчики старательно делали вид, что все идет хорошо, но на этапе испытаний проблемы вышли наружу.

В июне 2002 года опытный образец «Сокола» признали непригодным для эксплуатации. Рабочая комиссия нашла технические неполадки и выяснила, что поезд не способен развивать скорость в 250 км/ч.

Черту подвел тогдашний глава Министерства путей сообщения Геннадий Фадеев. Он заявил, что «Сокол» полностью непригоден, а разговоры о его доработке — выкачивание миллионов и пустая трата денег.

В апреле 2002 года финансирование проекта прекратилось. Так и не взлетевший «Сокол» несколько лет простоял на заводе в Тихвине. В 2010 году в связи с банкротством «ВСМ» поезд попал под арест и был отправлен на хранение в депо в Металлострое.

Раздача Матвиенко

В 2003 году в губернаторское кресло села Валентина Матвиенко. В наследство от предшественника она получила яму на Лиговском, зарастающую бурьяном и уголовными делами.

К этому моменту котлован уже был передан Минимуществу за долги и невыплаченные кредиты РАО «ВСМ». Министерство выставило яму на торги, в котором победила девелоперская компания «Бриз». Почти сразу она заявила о планах построить на месте ямы торгово-развлекательный комплекс.

Весной 2008 года строительство «Галереи» стартовало. Генеральным подрядчиком выступила турецкая компания Rennaisance Construction.

Торговый центр открыли два года спустя. Красную ленточку у входа перерезала сама Матвиенко. Строительство и запуск «Галереи» обошлись в более чем $500 млн. Всего через год после открытия торговый центр за $1,1 млрд приобрел банк Morgan Stanley.

ВСМ. Продолжение

Проект ВСМ, в отличие от злосчастной ямы, так и не закопали. В 2004 году, когда страна окончательно отошла от дефолта, в публичном поле вновь начались разговоры о магистрали. Идеи строительства продвигали на тот момент министр транспорта Игорь Левитин и президент РЖД Владимир Якунин.

Параллельно Якунин обсуждал строительство вокзального комплекса с Матвиенко.

Для строительства ВСМ создали дочернее предприятия РЖД — АО «Скоростные магистрали». Сдать проект поначалу обещали к Чемпионату мира по футболу, но планы изменились. Реализацию ВСМ несколько раз откладывали. Отсрочки в РЖД объясняли бюрократическими процедурами.

Новая яма?

Необходимость в вокзале для ВСМ в Петербурге остается. Возвести его могут на участке между Лиговским проспектом и железнодорожными путями. Если проект утвердят, под снос пойдут дореволюционные склады Кокоревых рядом с Московским вокзалом. Некоторые из построек были возведены еще в 1873 году.

Между тем, в собственности у «РЖД» был участок недалеко от Московского вокзала. Компания освободила территорию, где раньше располагалась станция Московская-Товарная, и передала ее в собственность города. На участке в 2012 году началось строительство ЖК «Царская столица». Разрешение на строительство комплекса получило ООО «Росрегионпроект девелопмент», которое, по слухам, связывали с сыном тогдашнего президента ОАО «РЖД» Андреем Якуниным. Непосредственно возведением ЖК занималась ГК «Эталон».

Участок для вокзала ВСМ пока не утвержден. Но, судя по непростой истории проекта, Петербург может получить вторую многомиллионную яму, а на ней — «Галерею 2.0».