О том, что у транспортной системы петербургской агломерации множество проблем, которые необходимо решать, чиновникам и экспертам известно давно. Среди трудностей высокая нагрузка на дорожную инфраструктуру, дисбаланс в интенсивных грузовых и пассажирских потоках, а также низкий уровень транспортной доступности.
Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры обсудили эксперты в рамках круглого стола, прошедшего на площадке «Фонтанки.ру». Своим мнением о железнодорожном будущем Петербурга и окрестностей поделились председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская и эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников.
Первым рассмотренным в ходе круглого стола вопросом стал проект развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла (СПЖУ), который уже утвердили в РЖД и Смольном. Если планы воплотятся в жизнь, развитие пассажирских и грузовых перевозок станет более сбалансированным, а транспортная пропускная способность в разы увеличится. Дополнительные деньги на развитие железнодорожного узла выделят из федерального бюджета. Такое поручение дал президент Владимир Путин летом этого года. Петербург получит финансирование в объеме до 48,3 млрд рублей в период 2022–2024 годов, учитывая мероприятия инвестиционной программы РЖД.
«Концепция РЖД дает городу второй шанс на создание эффективной транспортной инфраструктуры. Много лет ресурсом повышения пассажиропотока считалось в основном строительство автодорог», — подчеркнул Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России.
Также эксперты одним из ключевых проектов назвали ж/д ветку в аэропорт Пулково. О том, как этот проект может повлиять на развитие авиагавани, рассказал глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам, пассажиропоток в Пулково может значительно вырасти, а сам аэропорт приблизится к уровню мировых аэропортов.
Кроме того, по поручению Путина также будут выделены деньги на реализацию проекта по строительству и эксплуатации путепроводов через железнодорожные пути по программе государственно-частного партнерства в период 2022–2025 годов. Город может получить до 38,5 млрд рублей.
«Все это долгая, сложная и затратная работа, впрочем, если проекты будут реализованы, то вложенные в них силы окупятся. Это показывает опыт других стран», — рассказала урбанист и директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская.
По ее словам, железнодорожные сети развиты в большинстве столиц мира. В частности, один из самых успешных примеров — Лондон. Впрочем, Москва уже приближается к этому уровню. И Петербургу стоит максимально использовать уже наработанные и продемонстрировавшие эффективность инструменты.
В числе обсуждаемых на круглом столе проектов оказалась также Высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва (ВСМ). Новая железная дорога должна будет сократить время в пути между городами до 2,5 часа. Однако проект крайне сложный и дорогостоящий, в связи с чем требует тщательной проработки и всестороннего изучения экспертами.
В заключение круглого стола участники обсудили необходимые меры по улучшению транспортной доступности. Эксперты пришли к выводу, что в первую очередь для людей играет важную роль внедрение тактового расписания движения поездов, строительство современных транспортно-пересадочных узлов и создание бесшовного формата, а также реконструкция уже существующих станций и обновление подвижного состава. Все эти направления в той или иной степени присутствуют в реализуемой стратегии.
«Система СПЖУ разработана таким образом, чтобы максимально связать разные виды транспорта и обеспечить доступную и комфортную их смену», — заявил Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП.
Работа над развитием транспортной системы Петербурга и Ленобласти между тем активно идет. Так, в конце сентября был завершен ключевой этап реконструкции железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе. А по отдельным проектам в рамках концепции развития петербургского железнодорожного узла идет активная стадия проектирования или строительства. В частности, в Сертолово, где транспортно-пересадочный узел планируется построить уже к 2024 году.