«Кировский завод» после ухода многолетнего главы Георгия Семененко определился с новым начальником. Теперь главе ПАО «Петербургский тракторный завод», который возглавляет Сергей Серебряков, придется, судя по всему, совмещать две должности. Работы у него будет очевидно больше, а времени на ПТЗ объективно меньше.
При этом продукция ПТЗ сейчас как никогда нужна российскому рынку — поставки дорожно-строительной техники попали под санкции А если рынок вместо Mercedes-Benz и Isuzu займут другие промышленники, в Смольном рискуют не досчитаться налогов.
Кто ввел санкции против поставок дорожной техники
Прежде всего дорожно-строительная техника угодила в пятый пакет санкций ЕС. Европейским компаниям нельзя поставлять в Россию колесные бульдозеры, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, а также гусеничные тракторы.
По данным «Автостат Инфо», всего в России грузовики Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz занимали порядка 15% рынка. Однако импорт техники все же превышал, например, те объемы, которые российские производители готовы были отправить на зарубежный рынок. По данным Международного торгового центра (ITC), в 2019 году доля российской продукции в суммарном объеме мирового экспорта дорожно-строительной лишь 0,36%.
«При этом нужно отметить, что импортирует Россия необходимую для дорожного строительства технику в объемах, на порядок превышающих поставки на внешние рынки. В частности, по данным ФТС РФ, в 2020 году из России продукции, соответствующей коду ТН ВЭД 8429 «Бульдозеры с неповоротным или поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные», было экспортировано на сумму 136,46 млн долл., тогда как импорт аналогичной продукции в тот же период составил 1482,26 млн долл.»,— говорится в исследовании ВШЭ, опубликованном в 2021 году.
Вместе с Европой санкции на поставки дорожно-строительной техники ввела и Япония. Она запретила поставлять все, что способствует укреплению промышленной инфраструктуры, в том числе и грузовики. По данным «Автостата», машин японской марки Isuzu в России насчитывалось 83 тыс. штук по итогам 2021 года.
Как будем замещать?
Примечательно, что дефицита техники опасаются не только дорожные строители, но и девелоперские компании. Так в Национальном объединении строителей предлагают обнулить пошлины на ввоз б/у строительной техники. Подается в организации это именно как импортозамещение.
«Если мы говорим о дешевом и быстром способе импортозамещения, то это ввоз техники, бывшей в употреблении. Но для этого нужно снизить или обнулить ввозные пошлины, поскольку они сейчас достаточно высокие, а на технику старше трех лет заградительные»,— заявлял во время ПМЭФ глава организации Антон Глушков.
В начале года подрядчики строительства дорог, судя по всему, готовились к буму. Продажи экскаваторов, погрузчиков и бульдозеров росли в коридоре от 40 до 86% в зависимости от модели и назначения техники, следует из данных «Росспецмаша». Однако уже в марте количество заказов у ведущих производителей сегмента ДСТ сократилось на 40–70%, а в отдельных случаях падение превысило 90%.
Работать кластер будет как совместное предприятие ЧТЗ и концерна «Тракторные заводы», главный офис которого расположен в Чебоксарах. Причем там работать над импортозамещением начали еще несколько лет назад.
«Благодаря выбранной стратегии, нам удалось сохранить все компетенции и трудовой коллектив. Работникам Концерна была обеспечена не только своевременная выплата заработанной платы, но и её рост на 40%. Была снижена социальная напряженность в регионе, увеличились налоговые отчисления. По сравнению с 2018 годом сумма отчислений выросла на 220%, в 2022 году прогнозируется рост этого показателя до 310%. Годовой объем товарооборота с 2018 года вырос в 3 раза»,— цитирует генерального директора концерна «Тракторные заводы» Андрея Водопьянова пресс-служба ЧТЗ.
Присмотримся поближе к финансовой отчетности обеих компаний. Так, согласно ресурсу «СБИС», ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в 2021 году отчиталось о выручке в 6,3 млрд рублей, убытки в этот период составили 1,6 млрд. Предприятие убыточно с 2010 года. ООО МИГ «КТЗ» (юрлицо концерна) отчитывается о выручке на аналогичный период в 236 млн рублей, убытки – 46 млн. Для сравнения в 2018 «минус» был на 21 млрд.
На лицо, похоже, вывод: правильная управленческая команда и курс на импортозамещение повышает благосостояние не только сотрудников предприятия, но и в целом горожан. Но зачем петербуржцам знать про это? Ответ прост, все описанное могло бы сыграть на руку Северной столице, но на берегах Невы, судя по всему, выбрали другой путь.
А что предложит Петербург?
Похоже, вопрос о развитии импортозамещения дорожно-строительной техники в Петербурге, рискует оказаться риторическим. В Северной столице за эту сферу должно отвечать ПАО «Петербургский тракторный завод» — дочернее предприятие «Кировского завода». Оно выпускает трактора «Кировец». Однако «но» в этой схеме появилось крайне много.
Так, например, предприятие, которое должно заменить технику из ЕС и Японии, в понедельник «лишилось» генерального директора. Глава компании Сергей Серебряков пошел на повышение и занял кресло главы всего концерна вместо акционера предприятий Георгия Семененко. Согласно данным на сайте раскрытия корпоративной информации, за него проголосовало 74% держателей акций.
«Избрать Серебрякова Сергея Александровича генеральным директором ПАО «Кировский завод» с 25.06.2022 сроком на 5 лет»,— говорится на сайте раскрытия корпоративной информации.
Однако о преемнике Серебрякова на посту главы ПТЗ ничего не сообщается, в ЕГРЮЛ остается его фамилия, как гендиректора. Тут, судя по всему, есть только два варианта развития событий. Первый – он формально останется главой предприятия и будет совмещать две должности – законом, как говорится, не запрещено. Второй – ему будут искать преемника.
Вероятно, оба пути не сделают Петербург флагманом импортозамещения. Если Серебряков останется на посту, то ему придется разрываться между всей группой и отдельно взятым предприятием. В этом случае может сработать поговорка про двух зайцев. Пристальное внимание к работе «Кировца», похоже, придется уделать кому-то другому. Если же Серебряков официально покинет тракторный завод, то его преемнику понадобится время на осознание объемов работы и знакомство с новыми обязанностями. В любом случае, итог будет, судя по всему, один – время на то, чтобы занять место на рынке будет упущено. А значит Петербург лишится части налогов, о повышении которых будут рапортовать промышленники из Челябинска и Чебоксар, забирая себе в том числе и госзаказы.
Хотя даже в «Википедии» можно найти упоминание о прошлых заслугах ПТЗ.
«В 2016 году Петербургский тракторный завод впервые в современной истории стал лидером всего рынка тракторов России: предприятие реализовало 2348 машин (рост в 4,8 раза по сравнению с 2013 годом)[57]. По итогам 2018 года Петербургский тракторный завод занимает 64% российского рынка тракторов мощностью свыше 250 л.с. и 50% рынка— в Казахстане»,— говорится в статье про «Кировский завод».
О достижениях последних лет упоминаний нет.
Кстати, по данным «СБИС», выручка ПАО «Петербургский тракторный завод» в 2021 году – 26 млрд рублей, чистая прибыль – 653 млн рублей. Но эти показатели были в условиях, когда конкуренты были, похоже, в глубокой «депрессии». После реинкарнации уральских предприятий все может измениться.
Создается впечатление, что и на самом предприятии и в кабинетах Смольного допущена стратегическая ошибка. Мойка78 выражает сомнение, что вице-губернатор Алексей Корабельников и глава комитета по промышленной политике и торговле Кирилл Соловейчик не знали о готовящейся рокировке. К тому же в условиях санкций стратегически важное предприятие должно быть под пристальным вниманием Минпромторга под руководством Дениса Мантурова.