В Смольном, похоже, решили избавиться от автопроизводителей. Пока компании Toyota, Nissan и Hyundai раздумывают о своем будущем в России, петербургские чиновники, кажется, проявляют нетерпеливость и подталкивают их к бегству из России. Однако это поможет им выполнить предписание «промышленного» вице-премьера Дениса Мантурова о выстраивании технологического суверенитета.

Губернатор Петербурга Александр Беглов еще месяц назад заявлял, что автомобильные концерны готовы вернуться к работе в Петербурге при восстановлении поставок комплектующих. Вице-губернатор Кирилл Поляков заявлял, что конвейеры могут начать работать осенью 2022 года, а городские власти помогают решать проблему логистики.

Однако вице-губернатор Алексей Корабельников в эфире телеканала 78 выразил сомнение в возобновлении работы предприятий. По его словам, Смольный уже намекает мировым брендам, что пора определяться. И решение может быть не в пользу Северной столицы.

«Мы ориентируем иностранные компании, чтобы они потихоньку определялись. Мы на протяжении нескольких месяцев находимся в подвешенном состоянии. Многие ждут развития событий, ждут решений своего политического руководства за рубежом. Дело в том, что если в некоторых отраслях мы готовы подождать и надеться на положительное решение, то по определенным направлениям мы понимает, что решение скорее всего будет принято не в нашу пользу. Мы бы хотели, чтобы была определённость»,
— сообщил Алексей Корабельников.

При этом вице-губернатор еще недавно заявлял, что 87% всех сотрудников в простое как раз трудоустроены в автомобильной отрасли. А значит бегство автоконцернов из Северной столицы выбросит на рынок труда тысячи специфических специалистов, которым, вероятно, будет трудно найти работу в других отраслях.

«В простое находится 82 организации, 11 694 человека. Из них 45 компаний с иностранным капиталом с 10 500 сотрудников. 87% сотрудников в простое представляют автомобильную отрасль»,
— сообщал он в своем телеграм-канале.

Если же опасения Смольного, приправленные нетерпеливостью, оправдаются, то уровень безработицы в Петербурге может резко подскочить вверх. А отчеты о занятости уже не будут выглядеть одними из самых успешных в России. При этом встанет вопрос – что делать с промышленной инфраструктурой.

В целом пример взаимодействия властей и уходящими из России крупными автомобильными компаниями уже есть. Можно предположить, что ситуация будет развиваться по примеру Москвы, где группа Renault передала городу собственный завод. Теперь там будут выпускать авто под брендом «Москвич».

Впрочем, в Петербурге нет сформированного десятилетиями бренда автомобилей, который был бы узнаваем по всей стране. Кроме этого, Корабельников признает, что поддерживать отдельными субсидиями эту отрасль у городского бюджета нет возможности.

Помочь бы мог близкий к Северной столице бывший вице-губернатор Максим Соколов, который с мая руководит «АвтоВАЗом». Однако на этом производстве все также не так гладко. Например, в марте конвейер пришлось остановить из-за нехватки комплектующих, а сейчас завод вынужден выпускать «усеченную» версию LADA. Мойка78 выражает сомнение, что в данной ситуации концерн готов расширяться сразу на три завода в Петербурге.

Пока Корабельников заявляет, что у Смольного уже есть планы B и С после закрытия иностранных автоконцернов. Можно надеяться, что они соотносятся, например, с заявлениями министра промышленность и вице-премьера Дениса Мантурова. Федеральный чиновник, во-первых, заявил, что параллельный импорт временная мера и российский рынок должен наполнять себя сам, а во-вторых, лоббирует тренд на промышленный суверенитет России.

«На специальной стратегической сессии пришли к единому мнению в правительстве, что сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета»,
— заявил Мантуров во время внеочередной сессии в Госдуме.

Если чиновники Смольного решат поддержать Мантурова в этом стремлении, выбора у них будет не так много. Toyota, Nissan и Hyundai, в случае ухода с местного рынка, вероятно, не оставят в наследство уникальные чертежи, поэтому конструкцию авто придется разрабатывать заново, в крайнем случае можно договориться о выкупе лицензии на производство русифицированных версий иномарок. Не исключено, что будут они без важной электроники. Но есть и менее затратный путь – перевести все мощности автомобильных заводов, рассыпанных под Петербургом, на обслуживание того же «АвтоВАЗа». Например, обеспечивать его комплектующими, перенастроив станки. Таким образом, Корабельников в компании с Поляковым решат множество проблем, которые касаются не только Петербурга, но и автопромышленности России в целом.

Однако, похоже, что внутри Смольного нет консолидированного взгляда на проблему.