Петербургский легкопромышленный комплекс на фоне мобилизации мог бы заняться выпуском спецодежды и формы для защитников России. Однако кластер, который должен был объединить студентов и швейные предприятия, кажется, буксует и смотрит не на потребности госпредприятий, а на собственные интересы.
В Петербурге первый кластер легкой промышленности обсуждался еще при губернаторе Георгии Полтавченко. Работать швеи должны были под брендом программы «Санкт-Петербург – международный центр индустрии моды». Курировал кластер Центр развития креативных индустрий. Согласно сайту проекта, для дизайнеров проводились конкурсы и показы их коллекций. Однако последняя информация о работе центра индустрии моды датируется сентябрем 2020 года.
Сейчас на смену ему должен прийти образовательный кластер, инициированный швейными производствами, работающими с кожей, и СПбГУПТД под руководством Алексея Демидова. Эта программа уже федеральная и запустилась только с началом этого учебного года.
Однако, кажется, что кластер легкой промышленности в Петербурге не может начать работать на полную до зимы. Только тогда на площадку приедет необходимое оборудование.
«Практически 80% лабораторий будут готовы к 1 сентября и будут ждать наших первокурсников. Остальное оборудование будет установлено до середины ноября, и к 1 декабря кластер заработает в полном объеме»,— говорится на сайте комитета по образованию, возглавляемого Наталией Путиловской.
Однако главе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику, кажется, не стоит отпускать кластер в свободное плавание. Например, одним из активных ее участников заявляется «Фабрика нестандартной обуви Меркурий» Сергея Щербакова. Казалось бы, тематика компании подходит.
Однако, согласно данным ФНС, счета компании арестованы еще в 2021 года. Хотя за тот же 2021 год «Меркурий», согласно данным БФО, отчитывается о выручке в 17 млн рублей и чистой прибыли в 3,6 млн.
При этом именно Щербаков презентовал кластер министру просвещения Сергею Кравцову, заявляя, что в дальнейшем на рынок могут выйти как самостоятельные швеи, так и сотрудники крупный цехов.
«Помимо подготовки специалистов в нашу продуктовую линейку входит информационно-техническая поддержка предприятий, использование нашего лабораторного комплекса для того, чтобы малым предприятиям предоставить возможности экспертизы в создании и прототипировании, включение в эту работу студентов, для того, чтобы ребята на реальных кейсах получали боевой опыт»,— заявил Щербаков во время презентации дорожной карты развития кластера легкой промышленности в Петербурге.
Еще один якорный участник кластера – псковская фабрика «Альянс» Дмитрия Головачева. Ее выручка, согласно БФО, почти в два раза больше, чем у «Меркурия». Однако, анализ госзакупок показывает, что компания последний раз участвовала в тендерах только в 2016 году. Кроме этого, кажется, у нее нет опыта выполнения больших заказов от различных ведомств.
Также предполагается, что участником кластера будет ООО «Орто-технологии» Марины Маныловой. Общество также не было участником рынка госзаказа, кроме этого, в 2021 году БФО видит убытки фирмы в размере 469 тыс. рублей при выручке в 209 тыс. рублей. Причем «минус» компании вырос по сравнению с 2020 годом.
Отметим, что легкопромышленный кластер в Петербурге заточен под специфические изделия, прежде всего обувь. Кажется, что во время мобилизации, наоборот, лучше перестроиться и готовиться к широкому профилю потребностей экономики и государственного заказа. Хотя, например, в России есть практика, когда даже лицеи, аккредитованные на выдачу дипломов швей, сотрудничают с государственными структурами и вместе с практикой отшивают изделия под запросы.
В таком случае, резидентом кластера могла бы стать компания Таймураза Боллоева «БТК Групп». У нее, согласно данным госзакупок, есть опыт работы как раз со специфическими запросами, например, Росгвардии. Фирма в прошлом году должна была поставить ведомству как летнюю, так и зимнюю форму.
Также в кластере не заявлено ООО «Балтийская мануфактура». Эта компания занимается производством камвольных тканей, как раз для пошива формы. Хотя, ее участие было бы полезно если не для будущих швей, то как минимум для раскройщиков и технологов.
Вероятно, вице-губернатору Ирине Потехиной в компании с главой комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кириллом Соловейчиком придется в ручном режиме либо настраивать работу кластера на разные профили, либо вовсе объяснять компаниям-резидентам и студентам, что запросы экономики в настоящий момент, похоже, далеки от модных лоферов или сандалей и вместо них нужно хотя бы учиться шить сапоги и берцы. Если упустить момент, то в перспективе 4-5 лет на рынок выйдут целые курсы дизайнеров, вероятно, креативных, но не понимающих, как можно адаптироваться к разным экономическим условиям и запросам.