Ворота в Европу и один из главных логистических хабов для импорта – Петербург, кажется, теряет свои позиции. Если раньше обеспечение иностранными товарами, особенно европейского производства, шло именно через Балтийский бассейн, то сейчас все течет через Дальний Восток и Москву.

Так, сотрудники сервисных центров в Петербурге рассказывают, что заметили существенное сокращение объемов комплектующих, попадающих в Северную столицу. Если раньше детали для европейских авто, смартфонов и бытовой техники сначала аккумулировались на берегах Невы, а затем распределялись в Москву и другие регионы, то сейчас ситуация прямо противоположная.

«Раньше всех деталей в Петербурге было кратно больше. Их доставляли морем, а потом сервисные центры начинали распродавать их в Москву. Сейчас все в Москве, даже аккумулятор застать в Петербурге – большая удача. Все едет из Москвы, а туда из Китая»,

— рассказал Мойке78 совладелец небольшого сервисного центра по ремонту смартфонов Семен Князьков.

На потерю статуса главного хаба для импорта уже работают два тренда: падение перевалки Большого порта Санкт-Петербург и запрет на въезд европейских фур на российскую территорию.

Так, согласно данным ассоциации морских торговых портов, грузооборот логистического хаба в Северной столице сократился на 36,7%. По сравнению с другими портами в Балтийском бассейне – это худший результат. При этом, например, порты Владивостока и Дальнего Востока в целом показывают прирост и в абсолютных значениях перевалки уже приближаются к Петербургу, а при сохранении тех же темпов могут обогнать уже к концу года.

Однако часть товаров доставлялась в Петербург наземным транспортом. А согласно сообщениям Минтранса, с 10 октября европейские фуры не могут добраться до Петербурга. Запрет на их въезд на территорию России, предполагает, что грузовик все же может въехать только в Ленинградскую область, но лишь для того, чтобы выгрузить товар на склад и «перецепить» его на фуру с российскими номерами. Это, как минимум, до конца года, пока действует запрет, усложняет доставку.

Все эти факторы, кажется, серьезно сказываются на структуре предложения товаров как в Северной столице, так и в России в целом. Кажется, что стабильные поставки ассортимента начали обеспечивать не крупные импортеры, а ИП и самозанятые, зарегистрированные на маркетплейсах. Как результат, на Wildberries и Ozon по последним данным агентства Data Insight, приходится 88% всех онлайн-продаж в России. А Петербург, в этом сегменте, кажется, занял лидирующие позиции. Исследование «Яндекс.Маркета» показывает, что почти треть петербуржцев делает заказы в интернете как минимум раз в неделю. Это самый высокий показатель в стране.

Похоже, на рынке складывается интересная ситуация. Крупные поставщики не могут оперативно пополнять запасы ассортимента. А вот мелкие компании, которые не обременены сетями магазинов, на которых нужны дополнительные средства, вполне. На это же указывают и аналитики Data Insight.

«Десятки тысяч селлеров обеспечивают более полный и стабильный ассортимент, чем любая ритейл-команда. Новые бренды и новые импортеры первым дело идут на маркетплейсы»,
— говорится в исследовании.

Также эксперты предупреждают, что на фоне бума e-commers, который может продолжиться в 2023 году, офлайновые магазины столкнуться с рисками закрытия. Петербург, кажется, на себе это также начал чувствовать, причем ситуация даже хуже, чем в пандемию.

Исследование агентства Nikoliers показывает, что за первое полугодие доля вакантных коммерческих площадей в Северной столице выросла до 6,6%. Для сравнения, в самом начале пандемии в 2020 году этот показатель составлял только 3,4%. Кстати, в этой статистике не учитываются временно закрытые магазины западных брендов. Новых магазинов также открывается в разы меньше, чем раньше.

«Активность по открытию магазинов в торговых центрах в первом полугодии была невысокой. В сравнении с прошлым годом число новых магазинов сократилось на треть, а по сравнению с 2019 г. — в 1,5 раза»,
— говорится в исследовании Nikoliers.

О смене основных локаций, через которые идут товары на рынок, свидетельствует и уровень незанятых площадей на складах в Петербурге. Если еще в прошлом году компании жаловались на нехватку складов для аренды, то сейчас собственники и застройщики столкнулись с обратным эффектом: клиентов на крупные объекты не найти.

«Продолжается тенденция на заключение сделок аренды с небольшими площадями (до 5 тыс. м2). Суммарный объем сделок за 9 месяцев составил 244,6 тыс. м2 , из которых на третий квартал пришлось только 50,6 тыс. м2 – минимальный объем сделок среди всех кварталов за год»,
— говорится в исследовании компании Knight Frank.

Отметим, что среди трех введенных за последние три месяца в эксплуатацию складов, один и самый крупный занял Ozon. Вероятно, в дальнейшем мы увидим Петербург не как крупный распределительный центр товаров, а лишь конечную точку их длинного маршрута. А основные импортеры будут аккумулироваться ближе к границе с Казахстаном (особенно те, кто обеспечивает поставки по параллельному импорту) или Китаем. В результате, развитая логистическая инфраструктура Петербурга, ориентированная на Запад, окажется не у дел.