Петербургских производителей дронов, кажется, активно втягивают в гонку с конкурентами из других регионов. Промышленники начали массово осваивать рынок, понимая, что простыми образцами успех не обеспечишь. Конструкторы Северной столицы в это время, кажется, замерли в ожидании.

Например, кейс Приморского края показывает, что в самой сборке БПЛА, кажется, нет ничего сложного. В регионе эту работу доверили студентам.

«Студенты наших вузов уже делают такие аппараты. К концу месяца построят 100 штук»,
— заявил в своих соцсетях глава региона Олег Кожемяко.

Кроме этого, он отметил, что дальневосточные предприятия сейчас активно работают над созданием комплектующих для беспилотников: электроники и двигателей. По словам Кожемяко, это позволит выпускать БПЛА разной дальности и высоты полета.

В Татарстане также планируют запустить производство беспилотников. Их намерены сделать маневренными, но способными поднимать грузы до 1 тонны. Первые образцы уже презентовали на форуме «Армия-2022», с пометкой, что аналоги таких устройств есть только у Турции. Правда, в первый год для Минобороны местные инженеры смогут выпустить только 300 БПЛА.

Добавить к этому списку стоит и валдайский завод «Юпитер». Там решили выделиться среди конкурентов, добавив в функционал дронов тепловизоры. Предполагается, что в дальнейшем БПЛА можно модифицировать под разные цели. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в своих соцсетях уже заявил, что первая партия локализованных дронов уже передана военными.

Иными словами, каждый регион, кажется, сейчас стремится не только выпустить собственный беспилотник, но и сделать его конкурентоспособным, добавить функционал, который еще не представлен на рынке. А что в это время Петербург?

У Северной столицы перед остальными, кажется, была лучшая стартовая позиция. Как минимум три крупные компании (если не учитывать десятки стартапов, которые выпускают дроны) с пропиской на берегах Невы успели зарекомендовать себя на рынке. «Геоскан» Алексея Семенова специализировался на выпуске относительно легких БПЛА, ориентированных на мониторинг местности. Продукты компании использовались, например, для создания карт и наблюдений за газопроводами, следует из данных госзакупок.

В другом секторе работало АО «Кронштадт». Согласно сайту компании, она выпускала разведывательные дроны «Орион» с увеличенной дальностью полета и противообледенительными системами. Добавить к этому «Орланы» от ООО «Специальный технологический центр» Александра Соломатина и Алексея Терентьева, которые оснащены тепловизорами, и в случае экстренной посадки могли разбираться на части в воздухе. Получается целый кластер.

Однако, несмотря на очевидную необходимость выпуска больших партий БПЛА после начала СВО, петербургские заводы, кажется, продолжили работать в привычном им темпе под конкретные заказы. Анонсировать массовый выпуск пришлось не представителям петербургских заводов, а зампреду Совбеза Дмитрию Медведеву в ходе визита на производственную площадку «Орланов».

«Беспилотники доказали свою эффективность в современных конфликтах. Их использование в зоне проведения СВО — насущная необходимость»,
— сказал в своем телеграм-канале Дмитрий Медведев.

С начала года в беспилотный кластер Петербурга добавилось только одно предприятие – Обуховский завод. Там будут выпускать гражданские дроны. Правда, пока не ясно чем, кроме заявленной низкой цены, они будут выделяться на фоне остальных. Взять свою долю на рынке дочерняя структура «Алмаз-Антея», вероятно, может количеством. Только до конца года завод анонсировал выпуск 1000 устройств.

Кажется, что владельцам компаний-производителей БПЛА в Северной столице пора осознать, что их первенство на рынке подходит к концу. А в гонке с другими предприятиями одними прошлыми заслугами, похоже, не выиграть.