Ликвидация Ростуризма рискует обрушить показатели по притоку путешественников в Петербург. Фактически, чиновники Смольного остались один на один с проектами, которые раньше развивались с участием федералов, и могут проиграть инициативу столичным коллегам. А одним Эрмитажем и Петергофом сыт не будешь.
Кажется, что у главы комитета по развитию туризма Сергея Корнеева пока благодатная почва для работы. Большинство россиян за границу в отпуск не спешат. Даже Турция демонстрирует снижение потока туристов с красными паспортами (по данным АТОР, спрос снизился на 50% в 2022 году). Остальные регионы нашей страны пусть и могут похвастаться уникальными достопримечательностями, но дороже Северной столицы.
Как результат, «закрытие» заграницы по итогам 9 месяцев 2022 года привлекло в Петербург 6,2 млн туристов, свидетельствуют данные вице-губернатора Бориса Пиотровского. Это на 400 тыс. человек больше, чем за весь прошлый год. Пока не ясно, сколько это в денежном эквиваленте. За первые полгода комитет по развитию туризма подсчитал заработки города на уровне 145 млрд рублей. Если исходить из того, что с этого момента число путешественников удвоилось, то можно предположить, что и порядок сумм окажется в районе 300 млрд рублей. Это, если брать среднюю стоимость с сайта госзакупок, эквивалентно строительству 150 новых школ.
Однако вместе с этим есть и определенные сложности. Не совсем ясно, зачем туристу возвращаться в Петербург каждый год, если, конечно, речь не идет о собственнике крупного бизнеса, у которого ПМЭФ – красная дата в календаре. Обыватель с Зауралья не будет преодолевать 3000 км только ради нового сезона в Мариинском театре или выставки в Эрмитаже. Раньше на это работал ситуативный туризм, в виде крупных фестивалей или того же праздника «Алые паруса». А частично спонсировал эти мероприятия как раз Ростуризм.
Так, на сайте Смольного можно обнаружить, что в августе Петербург получил от Ростуризма субсидию на фестиваль «Столица водного туризма. Петровская акватория». Согласно информации пресс-службы городской администрации, покрыть госструктура могла до 30% расходов. Вместе с этим, петербургские отельеры рискуют лишиться льготных кредитов на реконструкцию номерного фонда. Эту субсидию также выделял Ростуризм, по ней в Северной столице должно было появиться более 1000 новых номеров. На региональном уровне губернатор Александр Беглов лишь освободил гостиницы от уплаты налога на имущество. Ведомство под руководством Зарины Догузовой также отвечало и за развитие портала Visit Petersburg. Сейчас придумывать стратегию привлечения тех, кто приезжал к Неве не так давно, чиновникам Смольного придется самостоятельно.
Кроме этого, если отбросить русофобскую политику Запада, сыграть свою роль в постоянном притоке не только россиян, но и иностранцев в Петербург мог бы гастрономический гид Мишлен. Однако, именно потенциальный приезд делегации лучших гастрономических экспертов мира продемонстрировал опасные тенденции в части компетенций чиновников. В первую очередь, представители туристического блока Смольного на фоне триумфа ресторанов Москвы наперебой заявляли, что 2-3 года и гид будет и нашим, ссылаясь на то, что переговоры начались еще до пандемии. Однако, за все время обсуждений, в комитете по развитию туризма, кажется, так и не поняли, как работает система. Например, Корнеев публично признавался, что не слышал о взносах в Мишлен, которые должны платить города-претенденты. Хотя о том, что банкет не бесплатный можно было узнать хотя бы из новостей о тратах Москвы. Кроме этого, чиновники признавались, что охотнее титулованные повара обсуждают свои командировки с Ростуризмом. Сейчас, в случае улучшения геополитической обстановки, команде Беглова справляться придется самостоятельно.
Кстати, ситуация с иностранцами – еще один вызов для комитета по развитию туризма. Согласно статистике Пиотровского, пока в Петербург приехало 180 тыс. иностранцев. Для сравнения, в 2021 году — 250 тыс., а в допандемийном 2019 – 4,9 млн. А они, позволяют себе гулять на широкую ногу. Так средний чек путешественника из России в Петербурге – 36-37 тыс. рублей, иностранца – около 100 тыс.
Здесь, кажется, Корнеев уже свел дебет с кредитом. Но страны для популяризации отдыха в Петербурге выбрал оригинальные. Согласно сообщениям на странице главы комитета, за последний месяц пиар-компания развернулась во Вьетнаме и Узбекистане. Также 70 млн потратили еще в феврале на рекламу в Саудовской Аравии и ОАЭ. Насколько она эффективна – неизвестно. При развитии других направлений для туризма Смольный также может столкнуться с необходимостью лоббировать прямое авиасообщение через Росавиацию.
В заключении скажем, что инициативу по туристам могут забрать в Москве. Сейчас идет активное обсуждение создания единой туристской макротерритории, связывающей две столицы и ряд областей между ними. Под нее уже есть специальная платформа. Пока там собирают идеи от россиян. Однако, когда проект материализуется, не исключено, что рулить им будет комитет по туризму столицы под руководством Евгения Козлова, а петербуржцы – только следовать указаниям.