Минпромторг на прошлой неделе принял непростое решение о введении параллельного импорта на некоторые позиции алкоголя. Участники рынка протестовали, аргументировав свою позицию тем, что в России потекут реки контрафакта сомнительного качества. Однако искать надежные пути наполнить свои полки алкогольные ритейлеры, кажется, не спешат. Хотя уже в ближайшее время дефицит рискует обостриться из-за надвигающегося Нового года.
На сайте магазинов «Ароматный мир» самым популярным запросом для поиска числится ликер немецкой компании Mast-Jägermeister. Ее продукция попала под параллельный импорт, следует из данных Минпромторга. Однако в ассортименте супермаркетов этот алкоголь не найти. Что странно, в качестве альтернативы выпадает чешский аналог, хотя его производитель тоже хлопнул дверью из России. Кстати, у крупных продуктовых ритейлеров ликера тоже практически нет, только мини-бутылки на 40 мл.
Пропало из «Ароматного мира» и шампанское среднего ценового сегмента от компании LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton SE. Альтернативу магазин предлагает из Италии или Испании, причем почти в шесть раз дешевле. Однако адепты французской марки рискуют остаться без привычных брендов на новогоднем столе. Кстати, на сайте «Красного и Белого» от известного шампанского осталась только прошлогодняя маркетинговая новость. В ассортименте его тоже нет. У ритейлера «Винлаб» ситуация аналогичная – при поиске значится, что «товар распродан».
Казалось бы, производители алкоголя, которые ушли из России, но у которых были полноценные подразделения в РФ, могли бы сохранить поставки, возможно, под другими брендами. Однако с ними тоже есть проблемы: продукция компаний Beam Suntory и Edrington (выпускают алкоголь под брендами Jim Bean, Macallan и Sauza). Однако и с ними есть определённые трудности.
Зато, похоже, ни у одной сети нет проблем с пивом. Это подтверждают и рестораны – поставки как шли, так и идут. Не исключено, что на фоне дефицита популярных напитков покрепче, в фаворе на новогоднем столе будет именно оно.
Возможно, проблемы затронут и ресторанный бизнес. Ряд опрошенных Мойкой78 ресторанов массового сегмента признается, что даже печатать новые винные и барные карты пока не решаются – из ассортимента пропадают некоторые позиции зарубежного алкоголя. Однако на некоторые удается найти альтернативы или небольших поставщиков, игнорирующих санкции.
Впрочем, если в 2014 году продуктовое эмбарго небольшим сетям или вовсе единичным проектам удавалось обходить буквально с помощью чемоданов (поездками в Финляндию и Эстонию за «санкционкой»), то сейчас и это сделать проблематично без особых затрат. Ближайший рынок, где можно найти дефицитный алкоголь, кажется, находится в Турции или Казахстане. Постоянные поставки, с учетом цен на авиабилеты и ограничений таможенников на провоз алкоголя, кажется, наладить не удастся.
Открытым остается и вопрос, как быстро алкогольные и продуктовые сети смогут наладить процесс параллельного импорта. Мойка78 уже сообщала, что он буксует в продуктовом сегменте. Ритейлеры предпочитают искать альтернативы, а не поставщиков привычных, но ушедших из России брендов. Не исключено, что аналогичная ситуация будет и на рынке алкоголя.