На Гостином дворе закончилась эпоха конфликтов среди акционеров. Кипрский офшор «Ф5 Оперу Лимитед», связанный со структурами девелоперской компании Fort Group, вышел из состава акционеров АО «Большой Гостиный двор». Стоящий за крупным бизнесом по управлению ТЦ Максим Левченко уступил место близкой к Ginza Project Марине Иваненко. Для других акционеров Гостинки, кажется, закончился долгий период проблем и конфликтов. Мойка78 о самых удивительных поступках Максима Левченко в качестве акционера БГД.
Суды с акционерами
Кипрский офшор «Ф5 Оперу Лимитед», согласно ЕГРЮЛ контролирующий ряд активов компании Fort Group в России, вошел в состав акционеров АО «Большой Гостиный двор» в 2013 году и можно сказать почти незамеченным. В прессе тех лет можно найти комментарии управленцев торгового комплекса, что о новом составе собственников они узнали из новостей. Несмотря на скромную долю в 10%, Левченко работу с коллегами по объекту начал с судебной баталии. В картотеке арбитражных дел до сих можно обнаружить судебное разбирательство офшора с Еленой Коршуновой, она тогда занимала пост генерального директора ОАО «Большой Гостиный двор». Компания, связанная с Максимом Левченко, подсчитала, что управленец нанесла «недобросовестными действиями» убытков акционеру на 1,3 млн рублей.
Основной причиной иска в карточке дела указано то, что Коршунова заключила догов аренды с городской коллегией адвокатов в лице адвокатской консультации №28. А это, по мнению партнера Fort Group, противоречило интересам акционеров Гостинки. По данным карт, сейчас никаких адвокатов в ТЦ нет. Впрочем, суд в нескольких инстанциях притязания Левченко не поддержал.
Купол во дворе
Камнем преткновения для Fort Group в лице Максима Левченко стала реконструкция здания: бизнесмен признавал, что торговый комплекс пришел в упадок, посетителям там нечего делать. Однако он настаивал, что объект создан для торговли, противники из команды Алексея Устаева готовы были подумать о туристах и музейных пространствах.
Гостинка в Каннах
Железобетонный аргумент в необходимости реконструкции Гостиного двора по его сценарию Левченко искал в Каннах. Проект обновленного ТЦ возили на выставку по недвижимости MIPIM. Там же планы Fort Group оценил глава Минстроя в 2016 году Михаил Мень, отметив при этом, что и купол, и двухярусную парковку, которую планировал Левченко сделать будет крайне проблематично, учитывая, что все вокруг Гостиного двора – исторические и охраняемые памятники.
Причем подконтрольный в те времена партнеру Fort Group «Деловой Петербург» подавал тогда слова министра как окончательное согласование. На деле же это было скорее частным мнением. Сейчас при открытии новости о Минстрое на сайте издания браузер отвечает ошибкой.
«Парень из нашего города»
Потерпев фиаско в лоббировании реконструкции Гостиного двора с его видением, Левченко устремился в ЗакС в 2016 году. В сети еще можно обнаружить его сайт, вероятно, сделанный под предвыборную компанию, озаглавленный «Парень из нашего города». О Гостином дворе там только воспоминания из детства бизнесмена. Однако в других его предвыборных интервью создавалось впечатление, что предвыборная программа предпринимателя вертится вокруг торгового центра. В частности, Левченко говорил, что судьба Гостинки в руках Смольного, ведь владеет зданием в конечном итоге город.
Мужики, пандемия и отставка
Серьезным ударом Fort Group стала пандемия: в ТЦ работали разве что аптеки и супермаркеты, а спешить с открытием остальных магазинов и ресторанов Смольный не спешил.
Максим Левченко не хотел нести убытки, поэтому пошел, кажется на отчаянный шаг. В его соцсетях летом 2020 года появилось видео, где бизнесмен предлагает губернатору Александру Беглову уйти в отставку, если он «мужик». Не то, чтобы к градоначальнику не было претензий, но перфоманс у Левченко получился оригинальный. Сам бизнесмен, кстати, тогда не скрывал, что лечился от ковидной пневмонии.
«Я тоже позволял себе легкую иронию по поводу избыточности принимаемых мер, но сейчас, проверив болезнь на себе, могу сказать: ребята, это всё не шутки», —писал в соцсетях Левченко в мае 2020, за пару месяцев до ожесточенного спроса со Смольным.
Похоже, добровольный отказ Максима Левченко от притязаний на Гостиный двор показывает, что бенефициары Fort Group во время конфликта акционеров могли растратить впустую свой административный и политический ресурс, или же его в конечном итоге не хватило, чтобы пролоббировать нужные структуре решения. К тому же сейчас у Fort Group, в управлении которой десятки других ТЦ в Петербурге и Москве, кажется, есть более насущные проблемы. Бегство иностранных брендов обвалило заработки крупных коммерческих лэнд-лордов, и переложить ответственность за это на плечи чиновников, к примеру, губернатора им уже не удастся.