В Петербурге практически полностью завершилось восстановление церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Храм долгое время — свыше 100 лет — не принимал прихожан. С этого года церковь снова открыта для всех посетителей. Кроме того, в воскресенье, 25 декабря, митрополит Варсонофий провел там Божественную литургию.
В ходе священного обряда митрополит вручил храму икону Александра Невского, признанного РПЦ святым, а настоятель церкви иерей Богдан Полевой получил медаль апостола Петра. Грамоты от священнослужителя получили благотворители Сергей Калитюк и Михаил Морозов.
Настоятель в ответ на богослужение поблагодарил владыку, а также добавил, что предыдущее архиерейское богослужебное в Скорбященском храме совершалось еще в 1917 году.
«Рад и счастлив, что наконец-то дождались этого дня. Работы по воссозданию были достаточно сложными, со своими нюансами. Осталось доделать только роспись внутреннего убранства, все остальные работы окончены. Внешний облик храма, утварь, внутренне убранство, предметы для совершения богослужения – все это есть. Именно поэтому и стала возможна воскресная служба, которая прошла впервые за 105 лет»,—добавил АБН настоятель Скорбященского храма.
Иерей Богдан Полевой отметил, что реставрация помогла сделать здание храма более просторным, светлым, комфортным для посещения и очень красивым. После проведения литургии для митрополита и сопровождающих его лиц была проведена экскурсия по церкви, в результате чего он лично смог увидеть результаты строительных работ, ключевую роль в которых сыграл Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
Организация занималась вопросами финансирования и менеджмента в части воссоздания храма. В самой церкви Фонд назвали «по-настоящему надежным партнером как для Русской православной церкви, так и для исторического сообщества Санкт-Петербурга».
В конце позапрошлого века на месте, где сейчас стоит Скорбященский храм, находилась деревянная часовня. После попадания в здание молнии, часовня сгорела, но икона, находящаяся внутри, смогла уцелеть. Новость о случившемся разошлась среди жителей и дошла до императора Александра III. Спустя какое-то время глава того государства выделил земельный участок для возведения на территории сгоревшей часовни нового храма. В итоге он был возведен в 1894-1898 годах по проекту архитекторов Александра фон Гогена и Александра Иванова, в дальнейшем рядом с комплексом установили и часовню.
Первые годы советской власти церковь продолжала действовать и принимать людей. Храм был ликвидирован только в 1933 году, тогда же в часовне разместили техническое производство.
Во время восстановления реставраторы ориентировались на старые фотографии и архивные документы, что позволило воссоздать храм по образу оригинальной постройки. К работе были привлечены выдающиеся мастера и реставраторы. Так, над реставрацией работал известный петербургский художник-реставратор Игорь Лаврененко, который воссоздал мозаику в технике микромозаики из тянутой смальты.
По словам специалиста, в сейчас довольно трудно восстановить мозаику, так как для этого необходимо изготовить специальный материал. Аналогичная технология была испробована еще во время реставрации спаса на крови.
Глава Фонда содействия и восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов рассказал, что техника мозаичной миниатюры из тянутой смальты является уникальной, подчеркивая творчество петербургских мастеров. Для этого шедевра в Италии было закуплено две сотни оттенков цветной и золотой смальты. В итоге мозаика вернулась на свое историческое место над входом в храм.
«Мы, представители фонда, рады, что можем поучаствовать в возрождении этого красивейшего вида декоративно-прикладного искусства»,— заявил Илья Козлов.
К данному моменту при поддержке Фонда получилось закончить и все остальные строительно-монтажные работы, завершить внутреннюю отделку всех помещений и колокольни. Реставраторы смогли восстановить даже отличительные хрустальные кресты, которые были при постройке церкви в 1896 году.
«Фонд выступал основным партнером в воссоздании храма, финансировал и курировал большую часть работ. Работа фонда оказала нам серьезную поддержку. Отмечу, что Скорбященский храм не первый объект, над которым мы вместе с Фондом трудимся, поэтому у нас уже сложились добрые и дружественные отношения на высоком профессиональном уровне»,— подчеркнул Богдан Полевой.
Кроме того, Фонд работал в Петербурге и над воссозданием других важных объектов. В частности, можно выделить воссоздание церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной и установку памятного знака в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади.