Мойка78 продолжает цикл материалов о производственной кооперации в разных странах, чтобы понять, какой вариант развития промышленности и бизнеса больше подошел бы Петербургу в нынешних условиях. На этот раз мы расскажем об американской модели кооперации.
Однако в Америке по подобной модели работают не только государственные, но и крупные частные предприятия. К примеру, согласно данным Ярославского центра производственной кооперации и субконтракции автомобильные концерны Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше трети комплектующих (34, 38 и 47 % соответственно). Остальное – поставляют многочисленные подрядчики. По разным оценкам на создание одного автомобиля могут одновременно трудиться сотрудники от 2 тысяч до 2,5 тысяч мелких компаний. Причем, как правило, их производственные мощности находятся по соседству с заводом по сборке моделей авто.
Согласно данным организации Cooperatives of the Americas, число кооперативов разных специализаций в Штатах составляет более 30 тыс., а их суммарная годовая выручка превышает 600 млрд долларов, а суммарные активы составляют более 3 триллионов долларов. Совокупный вклад в ВВП США кооперативов оценивается в 37 млрд долларов.
Также, по данным исследования Cooperatives of the Americas, кооперативам оказывается подчинена и почти половина электрических сетей страны. Для сравнения, подачу электричества в Петербурге контролирует государственная «Ленэнерго», в Ленобласти помимо нее работает еще и ЛОЭСК, где правительству региона принадлежит только доля, а не вся компания. При этом развитие электрических кооперативов в США позволяет быстро адаптировать мощности к меняющимся рынкам. К примеру, часть игроков рынка строит свою бизнес-модель на установке солнечных батарей, которые по правилам кооперации производят подрядчики, а не сами энергетики.
Кажется, что для Петербурга подобная модель развития бизнеса довольно знакома и просто требует расширения. К примеру, помимо госзаказчиков, на контрактной основе работают и девелоперские компании Северной столицы. То есть, на строительстве одного ЖК могут быть задействованы десятки подрядчиков, несмотря на то, что в итоге продажи будет вести один конкретный холдинг. Осталось только, чтобы петербургские высокотехнологические производства и стартапы осознали новые возможности в том случае, если они будут разрабатывать не конкретный готовый продукт, а часть оборудования для крупных подрядчиков.