Чиновники Смольного, которые в прошлом году широко тиражировали проект «Петербургский дизайн», кажется, начали создавать условия к тому, чтобы малые предприниматели обходили его стороной. По новым правилам комитета по промышленной политике, инновациям и торговле под руководством Кирилла Соловейчика, марки будут заменяться другими уже через месяц, исходя из показателей их эффективности.

Отметим, что первых резидентов КППИТ набрал еще в прошлом году. Условия для них были, прямо скажем, льготными: бесплатная аренда зала в трех ТЦ, маркетинговое сопровождение, даже работу консультантов оплачивал Смольный. Причем, проект подавался, как успешный кейс импортозамещения. Однако, как позднее стало известно, вещи в ТЦ были с 25% наценкой. Соловейчик на открытии одного из тестовых пространств объяснил это тем, что нужно платить налоги, но сам проект для дизайнеров бесплатный.

При этом Соловейчик изначально не скрывал, что срок работы дизайнеров на площадке может быть ограничен. Первая волна дизайнеров проработала 4 месяца. Однако у второй, кажется, не будет и этой роскоши. Так, согласно сайту КППИТ в 2023 году Смольный намерен ранжировать дизайнеров каждый месяц, исходя из выполнения показателей эффективности.

«В рамках проекта предусмотрена ежемесячная ротация резидентов (на основе достигаемых результатов эффективности участия)»,
— говорится на сайте комитета.

Глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Фото: администрация Петербурга

Однако что входит в целевые показатели эффективности кутюрье, информации в публичных источниках нет. Мойка78 направила запрос в комитет под руководством Кирилла Соловейчика с просьбой детализировать требования к дизайнерам, но пока ответа не получила. Попытки связаться с участниками проекта также остались без ответа. Кутюрье получили вопросы Мойки78 об их дальнейшем участии в «Петербургском дизайне» и новых условиях отбора в соцсетях. Однако сообщения, отмеченные как прочитанные, так и остались без ответа.

При этом не совсем ясно, как дизайнеры могут влиять на свои показатели эффективности, которые Смольный даже не озвучивает публично. Ведь с учетом бесплатной аренды и помощи в рекламе, проект все же включает и несколько нюансов. Так или иначе, но «Петербургский дизайн» предполагает внутреннюю конкуренцию участников проекта, ведь пространства в ТЦ мультибрендовые. Некоторые марки при этом предлагают сезонные вещи, например, купальники. А активное маркетинговое продвижение марок проходит на страницах «Петербургского дизайна» в соцсетях.

Упоминания в СМИ, близких к городской администрации, удостоились в итоге единицы. Как тут разобрать кто успешнее и больше подходит – не совсем ясно. К тому же на это накладывается и падение посещаемости торговых центров, которое в Петербурге фиксируют многие консалтинговые агентства коммерческой недвижимости. А также падение потребительской активности, которое отмечала в середине декабря по отношению конкретно к Петербургу глава Центрального банка Эльвира Набиуллина. Влиять на эти показатели кутюрье не могут, но, похоже, именно от них в итоге будет зависеть судьба развития петербургских марок с участием Смольного.

При этом не ясно и то, насколько эффективной оказалась первая волна проекта. В январе в своих соцсетях Соловейчик лишь отметил, что на основе «Петербургского дизайна» будет создан экспертный совет, который будет вносить коррективы в работу проекта. Его состав Смольный набирает через открытую форму, где нужно указать, какую компанию представляет претендент и как видит дальнейшее развитие проекта. Ни финансовых показателей компаний, ни как минимум процентов, насколько у них вырос оборот, чиновник в итоге не предоставил.

CEO бренда 11:11 Petite Александра Калюжина указывает на тот факт, что изначально выбор локации для продвижения петербургских дизайнеров может быть неудачным. Прежде всего это связано с тем, что для размещения локальных производителей были выбраны районные ТЦ, где марки ценовой категории мидл пользуются меньшей популярностью. А анализ ценовых диапазонов участников смольнинского проекта показывает – они как раз рассчитаны не на экономных покупателей.

«В районные ТЦ чаще всего ходят люди, которые живут рядом, там реже покупают одежду сегмента мидл. К тому же пока что мы еще не перешли в сознании людей на импортозамещение и блузку за 15 тыс. рублей скорее купят в магазине растиражированного иностранного бренда, чем у русских дизайнеров»,
— сообщила Калюжина в беседе с Мойкой78.

Однако основательница собственного бренда указывает на то, что потенциально «Петербургский дизайн» может быть успешен среди тех марок, у которых есть широкая клиентская база, но нет собственной площадки для торговли.

«Если у дизайнера есть свои покупатели и своя аудитория и дизайнеру необходимо только место, куда физически можно прийти и посмотреть — это удобно, но только при условии, что за аренду дизайнер не платит»,
— резюмировала Александра Калюжина.

Кажется, что было бы логичным, продолжить работу с пулом тех же дизайнеров, что вошли в первую волну проекта. Так у них как раз будет достаточно времени, чтобы сформировать пул потенциальных покупателей. А не обнулять его в поисках новых, которые, к тому же, рискуют получить несколько рейлов с одеждой только на месяц, по крайне мере, если Смольный действительно реализует условие о ежемесячной ротации участников, как он указывает в анонсе нового отбора.

В заключении отметим, что изначально проект планировал выходить на экспорт. В этом случае ежемесячное ранжирование дизайнеров выглядит еще более странно. К примеру, не ясно, что будет с теми марками, которые в России окажутся не такими успешными и попадут под ротацию, но будут пользоваться спросом за рубежом.