В конце марта в Петербурге начнется досрочная сдача ЕГЭ, а значит комитету по образованию в лице Наталии Путиловской, вице-губернатору Ирине Потехиной и главе комитета по науке и вышей школе Андрею Максимову, кажется, пора активизировать свои усилия по привлечению 11-классников на перспективные технологические специальности. Для этого, похоже, стоит работать не только со школьниками напрямую, но и с их родителями и авторитетными педагогами.
Кроме этого, в ход можно пустить и вполне тривиальные аргументы. К примеру, молодых людей можно ориентировать на список приоритетных профессий, подготовленный Минпромторгом под руководством Дениса Мантурова, по которому Минобороны будет давать отсрочки от армии. Впрочем, пока он не опубликован.
Впрочем, профессиональные хэдхантеры указывают, что буквально воспринимать списки специальностей, которые будут востребованы через 10 лет не стоит – слишком уж большие скорости набирает технологический прогресс. Однако информационная работа все же нужна.
«Я бы не воспринимала прогнозы как истину в последней инстанции. Школьники в любом случае не найдут в университетской программе обозначенные в прогнозах специальности. Но опираться на атласы профессий будущего можно и нужно, но более в широком смысле. Нужно мягко объяснять детям, что сфера обслуживания уходит в сторону машин, низкоквалифицированных специалистов в течение жизни школьников уже могут заменить роботы. В качестве психологической адаптации можно предложить ребенку самому пофантазировать о мире будущего через 20 лет, по моему опыту большинство описывает сцены из кибер-панка. После этого стоит предложить школьнику составить список профессий, которыми он мог бы заниматься в этом мире, и после этого ориентировать его по университетским программам»,— считает HR-специалист Дарья Абрамова.
Кажется, что при таком подходе активизировать свою работу по взаимодействую со школьными учителями, которые также способны повлиять на выбор специальности своими подопечными, мог бы совет ректоров Петербурга, в который входит главы Горного института Владимир Литвиненко, Политеха Андрей Рудской, а также ректор «ЛЭТИ» Виктор Шелудько. Причем, в этом направлении, работа, похоже как раз ведется. Так, согласно сообщениям союза промышленников и предпринимателей Петербурга в январе совет ректоров собирался с представителями крупных промышленных групп, чтобы те могли четко обозначить свои потребности в специалистах.
«Необходимо увеличение бюджетных мест по техническим специальностям. Нужны новые технологии, которые позволят увеличить производительность труда в разы, сократив потребность в необходимости привлечения рабочих кадров»,— говорится в сообщении по итогам встречи.
То есть, даже если не углубляться в прогнозы аналитиков рынка труда, Путиловская могла бы проводить городской педсовет чаще, чем один раз в год, чтобы последовательно доносить позицию о приоритете технарей над гуманитариями в вопросах востребованности профессий. А также направлять школьных учителей на разные пути по профориентации будущих выпускников.
Также сформировать единый план действий петербургские педагоги могли бы на профильном форуме, который начнется 27 марта. Мойка78 в программе форума, действительно обнаружила блок по образовательным стратегиям будущих выпускников и программам ранней профориентации. Однако важно, чтобы работать c выпускниками преподаватели после форума начали оперативно.