Смольный готовится запустить новую раздачу субсидий для российских кинематографистов. В этом году на поддержку картин, которые снимаются в Петербурге, будет выделено 200 млн рублей, заявил вице-губернатор Борис Пиотровский. Однако некоторые ленты, которые получали поддержку ранее, будто растворились, часть не нашла широкой зрительской поддержки.

Мойка78 решила проверить, насколько успешными были бюджетные вложения. Большинство фильмов, которые получили 200 млн рублей субсидий в прошлом году, пока не вышли в прокат. Поэтому сложно судить насколько успешными они будут у зрителя. Однако интересно другое – некоторые из них в принципе в публичном поле «светятся» только в контексте получения бюджетных средств. К примеру, дата премьеры фильма «Пропавшие в кинохронике» Константина Селина пока в публичных источниках не озвучивается.

Также ленфильмовская документалка «Маяк Петра Великого», получившая 2,3 млн рублей от Смольного, пока не отметилась широкой рекламой, в сети анонсов проката пока нет. Попытка найти какую-либо информацию о фильме «Последний свидетель», на который бюджет потратил 3,3 млн рублей, в итоге привела к тому, что поисковики упорно выдавали боевик с Брюсом Уиллисом. А согласно данным сервиса Wordstat одну из самых дорогих картин, получивших субсидию – «Агата и сыск. Выгодный риск» за последний месяц искали лишь 150 раз. 52 запроса пришлось на Северо-Западный федеральный округ. Для сравнения «Чебурашку» только за месяц искало более 1,5 млн пользователей.

Мойка78 также присмотрелась к судьбе картин, получивших поддержку в 2021 году. Тогда субсидии выделялись на драму «Дополнительный урок», в прокат она вышла в 2022 года, сборы составили 194 тыс. долларов, свидетельствуют данные «Кинопоиска». С фильмом «Опытный образец» вовсе происходит странное: все сервисы, связанные с кино, знают только британскую фантастику с таким названием, хотя с учетом того, что съемки фильма создатели обещали закончить еще в 2021 году, сейчас лента должна уже находиться на этапе продакшена, а значит пытаться привлечь внимание будущих зрителей. При этом Мойка78 обнаружила на краудфандинговых платформах призывы продюсера картины Юрия Ведерникова, датированные 2021 годом, донатить на съемки. Тогда собрать похоже удалось только 1000 рублей из желаемых 500 тыс. При этом комитет по культуре влил в картину почти три млн рублей.

Лента «Моя ужасная сестра» казалось бы неплохо показала себя в прокате и собрала 1,5 млн долларов, по данным «Кинопоиска». Однако рейтинг картины – 5.6 из 10 баллов, а в отзывах зрители прямо задают вопрос – на что пошли бюджетные деньги. Интересно и то, что фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего получал субсидии как в 2019, так и в 2021 годах. Это, кстати, одна из немногих патриотических картин, поддержанная Смольным в сегменте игрового, а не документального кино.

Примечательно также, что лишь единицы фильмов, поддержанных комитетом по культуре под руководством Федора Болтина попали в итоге на фестивали, что говорило бы об их качестве и оценке со стороны профессионального сообщества. Вместе с этим, Смольный похоже не так активно пытается привлечь на съемки в Петербург компании из других городов России. Львиная доля получателей субсидий – петербуржцы.

Председатель комитета по культуре Петербурга. Фото: Baltphoto/ Михаил Киреев

Кажется, что Смольному пора поменять подход к развитию кинематографа в городе. Ведь в целом картины, снятые на берегах Невы, могли бы приносить не только репутационные плюсы Петербургу, но и выступать мягкой силой для привлечения туристов. В этом случае, похоже, чиновникам пора начать отслеживать результаты локальной поддержки или, как минимум, выбирать меньше картин для субсидирования, но отбирать самые перспективные — те, что можно будет хотя бы найти в расписании кинотеатров.