Новая концепция развития медицины – персонализированная медицина, медицина индивидуального здоровья. В её основе лежат принципы выявления предрасположенности к развитию заболевания, предотвращения или минимизации риска развития болезни и персонализированной фармакотерапии уже развившегося заболевания. Именно персонализированная медицина будет основой медицины будущего.
Своим мнением на эту тему поделился директор Института биоорганической химии имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, академик РАН, доктор химических наук Александр Габибович Габибов.
Термин «персонифицированная медицина» стал популярен в конце XX — начале XXI века. Он предполагает выбор лечения, основанный на учете индивидуальных особенностей пациента, в первую очередь генетических, а также пола и возраста.
Основой для развития персонализированной медицины стало развитие биомедицинской науки, понимание молекулярных механизмов межклеточных взаимодействий. Биомаркеры, специфичные для каждого конкретного пациента и каждого конкретного заболевания, станут индикаторами заболевания и мишенью для индивидуальной терапии. Выявление биологических маркеров возможно при использовании современных технологий, прежде всего таких, как геномика. Эти технологии позволяют анализировать большой массив данных и обнаружить уникальные патоморфологические изменения, характерные для заболеваний каждого конкретного человека. В этом случае можно подобрать персонализированное лечение, которое будет более эффективным.
В России создана комиссия Российской академии наук по персонифицированной медицине. Руководит этой комиссией академик Е.В. Шляхто, известный специалист в области клинической и фундаментальной медицины. А.Г.Габибов возглавляет одно из направлений, которое занимается вакцинами, антителами, микробиотами.
«Персонифицированная медицина означает, что мы лечим не болезнь, а конкретного человека. Сейчас есть методы объективной верификации, например ядерно-магнитная томография, позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), которые показывают, как конкретное лекарство действует на конкретного человека. Нужно учитывать, что разрабатывать лекарства под конкретного человека – это очень дорого. Поэтому в ближайшее время это вряд ли станет массовым явлением. Но сделать направленную фармакокинетику, учитывая геномный портрет, – это уже не фантастика. Такие тяжёлые, сложные заболевания, как онкология или аутоиммунные процессы, требуют персонального подхода. Генная терапия – это путь более тонкой регуляции различных процессов. Знание генома поможет включать и выключать гены. Сейчас для нас главное — не пойти по ложному направлению».
Подробнее: Академик Александр Габибов: Человечество ещё не до конца доверяет искусственному интеллекту — Аргументы Недели (argumenti.ru)