«Почта России» становится, кажется, главной причиной беспокойства федеральных чиновников. Уже и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла о «финансовой дыре» в компании. План по ее закрытию уже анонсирован, раскошелиться предлагают маркетплейсам.
Естественно, маркетплейсы могут банально смириться с введением сбора и просто отчислять нужные суммы. Если бы сбор ввели, например, во втором квартале 2023 года, тогда хозяйке того же Wildberries Татьяне Бакальчук пришлось бы расстаться с 3,2 млрд рублей только за один квартал. Ozon готовил бы к выплате 1,8 млрд рублей, посчитала Мойка78 на основе финансовых отчетностей сервисов.
Кроме того «Почта» сама по себе – акционерное общество. На сайте госструктуры указано, что 100% акционерного капитала компании принадлежит Росимуществу. С учетом включения маркетплейсов в проект спасения отделений, площадкам можно было предложить для выкупа миноритарные пакеты общества. Процесс в целом можно сравнить с практикой премирования топ-менеджеров крупных корпораций долями в компании – так мотивации работать на финансовое благополучие будет больше.
Более того, правительство могло бы в целом отдать вопросы финансового оздоровления отделений в руки частникам. Поделить отдаленные регионы маркетплейсы могли бы, исходя из своих предпочтений. К примеру, Wildberries курировал бы Дальний Восток, Авито — сибирские деревни, в общем, кому что ближе. Причем локальные предприниматели, кажется, уже понимают, куда нужно двигаться. Мойка78 просмотрела несколько пабликов поселений Зауралья, в большинстве легко найти опросы в стиле «Какой пункт выдачи открыть в поселке». Передача шефства над региональными почтовыми отделениями могла бы убить сразу двух зайцев: малый бизнес из числа потенциальных партнеров маркетплейсов получил бы площади под ПВЗ и параллельно занимался бы почтовыми делами, той же доставкой квитанций.
Также на фоне проблем «Почты России» у Максута Шадаева, вероятно, с каждым днем появляется все больше аргументов для цифровизации госпочты. Ключевые документы и так уже приходят в первую очередь на Госуслуги. Если сделать сервис доступным повсеместно, то необходимости гонять несколько листов бумаги через всю страну не будет. А маркетплейсы смогут сосредоточиться на развитии отделений как ПВЗ. Причем для увеличения доступности дешевых товаров можно поставить терминалы для заказа с маркетплейсов сразу в отделении. Так и цифровую культуру пенсионеров можно повысить и сэкономить им пенсию на закупках, особенно если речь идет о Дальнем Востоке или Крайнем Севере.