«Почта России» становится, кажется, главной причиной беспокойства федеральных чиновников. Уже и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла о «финансовой дыре» в компании. План по ее закрытию уже анонсирован, раскошелиться предлагают маркетплейсам.

Глава «Почты России» Михаил Волков еще весной заявлял, что неплохо было бы ввести специальный сбор с маркетплейсов для поддержания работы убыточных отделений почты, который составит 0,5% от квартального оборота маркетплейсов с годовой выручкой от 1 млрд рублей. Глава Минцифры Максут Шадаев также называл сбор единственным способом поддержать убыточные отделения. То есть потенциально под «почтовый налог» попадают все крупные площадки. С учетом того, что уже только ленивый не вспомнил о финансовых проблемах «Почты России», кажется, введение сбора можно только отсрочить, а не полностью нивелировать риски его появления. Хотя даже в этом случае у Авито, Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет есть шанс только нарастить влияние.

Маркетплейс Wildberries. Фото: Мойка78

Естественно, маркетплейсы могут банально смириться с введением сбора и просто отчислять нужные суммы. Если бы сбор ввели, например, во втором квартале 2023 года, тогда хозяйке того же Wildberries Татьяне Бакальчук пришлось бы расстаться с 3,2 млрд рублей только за один квартал. Ozon готовил бы к выплате 1,8 млрд рублей, посчитала Мойка78 на основе финансовых отчетностей сервисов.

Однако частный бизнес может и пролоббировать своеобразную компенсацию. Если уж маркетплейсам предстоит плыть в одной лодке с «Почтой России», то владельцы площадок, вероятно, могли бы попросить выделить места в совете директоров госструктуры. Или, как вариант, пролоббировать назначение консенсусной фигуры на пост генерального директора «Почты».

Ozon. Фото: BaltphotoВероника_Овсянникова

Кроме того «Почта» сама по себе – акционерное общество. На сайте госструктуры указано, что 100% акционерного капитала компании принадлежит Росимуществу. С учетом включения маркетплейсов в проект спасения отделений, площадкам можно было предложить для выкупа миноритарные пакеты общества. Процесс в целом можно сравнить с практикой премирования топ-менеджеров крупных корпораций долями в компании – так мотивации работать на финансовое благополучие будет больше.

Также маркетплейсы могли бы требовать формирования общественного совета по вопросам развития «Почты России». Подобные организации для России не новелла, чем не площадка для обсуждения проблем тех самых убыточных отделений.

Более того, правительство могло бы в целом отдать вопросы финансового оздоровления отделений в руки частникам. Поделить отдаленные регионы маркетплейсы могли бы, исходя из своих предпочтений. К примеру, Wildberries курировал бы Дальний Восток, Авито — сибирские деревни, в общем, кому что ближе. Причем локальные предприниматели, кажется, уже понимают, куда нужно двигаться. Мойка78 просмотрела несколько пабликов поселений Зауралья, в большинстве легко найти опросы в стиле «Какой пункт выдачи открыть в поселке». Передача шефства над региональными почтовыми отделениями могла бы убить сразу двух зайцев: малый бизнес из числа потенциальных партнеров маркетплейсов получил бы площади под ПВЗ и параллельно занимался бы почтовыми делами, той же доставкой квитанций.

Также на фоне проблем «Почты России» у Максута Шадаева, вероятно, с каждым днем появляется все больше аргументов для цифровизации госпочты. Ключевые документы и так уже приходят в первую очередь на Госуслуги. Если сделать сервис доступным повсеместно, то необходимости гонять несколько листов бумаги через всю страну не будет. А маркетплейсы смогут сосредоточиться на развитии отделений как ПВЗ. Причем для увеличения доступности дешевых товаров можно поставить терминалы для заказа с маркетплейсов сразу в отделении. Так и цифровую культуру пенсионеров можно повысить и сэкономить им пенсию на закупках, особенно если речь идет о Дальнем Востоке или Крайнем Севере.