На карте Петербурга все меньше белых пятен, не завоеванных пунктами выдачи заказов маркетплейсов. Но собственники АЗС, включая франчайзи, пока, кажется, упускают из вида это перспективное направление, хотя на фоне роста стоимости бензина вопрос экономической выживаемости заправок стоит все острее.
По данным исследования Ярославского государственного университета, к 2020 году суммарный заработок нетопливного сегмента на АЗС в России составил 110 млрд рублей. Но, как правило, на рынке превалирует выручка от продажи кофе и выпечки. В этом случае собственники заправок, вероятно, с интересом наблюдают за анонсами ресторанов о повышении стоимости блюд. Создается впечатление, что еще немного и кафе на заправках начнут копировать судьбу финских коллег, где стоимость похода в общепит ощутимо выросла, и визиты в кафе при АЗС уже воспринимаются как полноценный поход в ресторан. Но есть у российских заправок потенциал и по своеобразному усложнению ассортимента.
«Учитывая рост популярности формата «магазина у дома», возрастает спрос на модели, где целью посещения часто является именно продукция магазина, а не реализуемое топливо. Так, в Польше на территории АЗС установили мясную лавку, где торгует сам производитель; в Норвегии разместили плодоовощные лавки, где продают сезонные товары. Таким образом, идет взаимное привлечение клиентов»,— указывают специалисты Ярославского университета.
В этом случае обращает на себя внимание рост числа пунктов выдачи заказов в Петербурге. По подсчетам KNRU, за шесть месяцев 2023 года в Петербурге открылось около 1000 ПВЗ, еще в начале года, по данным исследования «Авито», ПЗВ стали самым востребованным готовым бизнесом на платформе. В целом опыт открытия ПВЗ на заправках не нов не только за границей, но в России. Но в Петербурге в целом сегмент практически не развит и представлен, скорее, экспериментальным форматом частно-государственного партнерства. К примеру, в 2020 году «Газпромнефть» пробовала внедрить на 40 АЗС в Москве и Петербурге пункты выдачи заказов из магазинов «220 Вольт». Тогда предполагалось, что нефтяники расширят доходы от нетопливного сегмента бизнеса, а сеть товаров для строительства – доступ к новой аудитории, которая, по разным оценкам, составляла до 1,8 млн человек. Похожий проект пытался реализовать Shell с сетью «Утконос».
Эксперты, работающие на рынке АЗС Петербурга, указывают – при должном анализе посещаемости каждой конкретной заправки часть их помещений можно легко переоборудовать под склад для хранения заказов. Но в этом случае важно учитывать, какой процент трафика приходится на постоянных клиентов конкретной АЗС и на этом основании ранжировать приоритетные для открытия пунктов заказов маркетплейсов точки.
«Основная сложность с интеграцией ПВЗ на заправки – это непредсказуемый трафик. Клиентам может быть сложно спрогнозировать время заправки авто и получения заказа. Логичнее всего открывать ПВЗ на АЗС с высоким трафиком постоянных клиентов. Это могут объекты у жилых кварталов в спальных районах или, к примеру, пригородные АЗС, рассчитанные на ежедневное маятниковое движение в город и обратно»,— рассказал Мойке78 сотрудник крупной топливной сети на условиях анонимности.
Потенциальной альтернативой классического ПВЗ может стать установка постаматов на территории АЗС. Это в целом поддержит тренд на максимальную автоматизацию процесса работы точки и переход к модели самообслуживания. Причем, по оценкам экспертов, именно запуск автоматизированных АЗС сокращает инвестиции в 3-4 раза. Эксперименты с постаматами также имели место быть в России, но активного распространения технологии пока не получили. Да и вложиться в них придется едва ли не больше, чем в мини-ПВЗ. Стоимость одного постамата оценивается минимум в 200 тыс. рублей при условии покупки б/у оборудования, стоимость новых может доходить до 1 млн рублей, что даже превышает продажную цену уже готовых пунктов выдачи на рынке Санкт-Петербурга. А охват аудитории у них может быть меньше даже самых небольших ПВЗ.