23 ноября в Москве завершил свою работу двухдневный форум, направленный на развитие и укрепление российско-китайских деловых отношений. В повестке обсуждений на этом мероприятии главными темами были импорт и экспорт товаров, ведение бизнеса российских предпринимателей с Китаем, особенности китайской деловой культуры, поиск поставщиков, финансовые и юридические тонкости заключения сделок.
В текущих условиях, ситуация быстро меняется: только за первое полугодие 2023 двусторонний товарооборот России и Китая превысил $114 млрд, что на 40% больше аналогичного периода прошлого года. Ожидается, что к 2030 году страны могут удвоить взаимодействие до $400 млрд. Динамика роста товарооборота стран открывает новые возможности для российского бизнеса.
На площадках форума перед участниками выступили представители российской стороны: ответственный секретарь Российской части Российско-Китайской Палаты, член Комитета РСПП по международному сотрудничеству Павел Устюжанинов, президент АНО «Центр исследований и прогнозов развития Азиатско-Тихоокеанского региона» Сергей Санакоев, председатель Координационного совета по взаимодействию с бизнес-объединениями стран Азии МКПП Владимир Ремыга, президент «Опоры России» Александр Калинин и другие ответственные лица.
Российско-китайский бизнесмен и автор блога-миллионика о бизнесе в России Ли Эньлинь в своем выступлении отметил, что одной из ключевых проблем для китайской стороны является недостаток информации о российском рынке:
«Одной из первостепенных задач российского бизнеса должно являться качественное информирование китайских бизнесменов о бизнес-рынке России. Многие китайские бизнесмены до сих пор уверены в том, что бизнес России «не прозрачен», что, безусловно, препятствует выходу новых китайских партнеров, а значит и новых инвестиций».
Говоря о тонкостях делового общения с китайскими партнерами, академик Европейской академии естественных наук У Цзихуа отметил, что главным страхом для любого китайского бизнеса является «потеря лица» перед партнерами:
«Отдельно стоит отметить, что китайцы очень чувствительны к различным стандартам, которые приняты у русских. Например, китайского бизнесмена может возмутить просьба заполнить анкету для совершения сделки. Китайский бизнесмен может в целом посчитать это унижением, ведь по его мнению, зачем ему заполнять анкету, если он сидит лично перед вами».
Деловая программа мероприятия включала в себя также встречи с китайскими инвесторами и представителями госструктур Китая, выставку передовых продуктов и сервисов для бизнеса от российских и китайских производителей.