Президент России Владимир Путин провел совещание, посвященное вопросам развития высокоскоростной железнодорожной магистрали в РФ. В частности, речь шла о строительстве такой магистрали между Петербургом и Москвой. Совещание прошло 15 февраля на площадке предприятия «Уральские локомотивы» в Свердловской области.
Ожидается, что время поездки из Петербурга в Москву займет чуть больше 2-х часов. Путь из Петербурга в Великий Новгород — 29 минут, а поездка между Москвой и Тверью — 39 минут.
Деньги
Проект состоит из двух участков строительства, а также закупки подвижного состава. Первый участок стоимостью 1 трлн 755 млрд рублей протянется от Петербурга до Зеленограда. Его будут возводить в рамках концессионного соглашения. Второй участок — строительство выходов из Москвы в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД». Стоимость — 221,5 млрд рублей. Первая партия составов, состоящая из 28 поездов, обойдется 148 млрд рублей.
Базовая структура финансирования:
- взносы в уставный капитал концессионера — 219,5 млрд;
- облигации «Газфонда» — 290 млрд;
- кредиты от трех банков — 903,8 млрд;
- поддержка государства — 609 млрд;
- субсидии из бюджета в 2028–2038 годах — 299,4 млрд.
Савельев попросил Путина поддержать реализацию проекта с его началом в 2024 году.
Строительство
По данным из открытых источников, генеральным директором «ВСМ — Две столицы» выступает Дмитрий Гаврилов. Уставной капитал ООО пока 10 млн рублей. Он также является директором УК «ВСМ Две столицы», которая является единственным акционером одноименной компании.
Сроки
Точные сроки строительства пока не оговорены. Однако предполагается, что к 2030 году ВСМ уже могут запустить. При этом прежде представители Минтранса России обещали запуск высокоскоростной магистрали в 2028 году.
Поезда
Первая партия поездов будет состоять из 28 штук и потребует 148 млрд рублей инвестиций. РЖД, как отметил Савельев на совещании, проектируют их с 2020 года, а производить планируют на базе мощностей «Синары» и «Трансмашхолдинга». По словам министра, чтобы поставить партию к 2028 году, опытный образец для испытаний следует выпустить уже к 2026.
«Мы предусматриваем создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения»,— подчеркнул Савельев.
Высокоскоростная — значит специализированная электрифицированная двухпутная ж/д линия, по которой будут ездить поезда со скоростями от 200 до 400 км/ч. на сегодняшний день таких дорог в нашей стране нет. Пилотным проектом как раз и станет ВСМ Петербург — Москва. Обсуждается также сеть таких дорог в РФ. Но нужны специальные поезда.
Глава РЖД Олег Белозеров в беседе с РИА Новости прежде отмечал, что российские составы для ВСМ будут состоять из восьми вагонов, иметь четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром.
Билеты
Савельев на совещании с Путиным предложил предусмотреть рыночное регулирование при перевозках пассажиров на ВСМ. По его словам, это очень важно: цена билета будет определять окупаемость проекта.
В ноябре 2023 год газета РБК со ссылкой на собственный источник сообщал, что стоимость поездки по ВСМ от Москвы до Петербурга составит 5 008 рублей. Однако фактические затраты на магистраль должны быть ниже на 17,5% от средних расценок и составлять 7 654 рублей. Цены далеко не точные. Прогноз составляли в ноябре 2023 года.
Только начало
Путин в ходе совещания добавил, что строительство ВСМ между Петербургом и Москвой — это только начало. В перспективе высокоскоростные поезда будут ездить в Рязань, Екатеринбург, Адлер, а также — в белорусскую столицу Минск.
«Что касается Минска, то с президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко мы обсуждали этот вопрос, он тоже поддерживает»,— подчеркнул Путин.
Президент отметил, что ВСМ Петербург — Москва выступает пилотными проектом. По мнению Путина, эта работа должна стать первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Такой шаг позволит перейти на новый уровень технологий и транспортных услуг, даст современные рабочие места и передовые компетенции, а также новые возможности для россиян и регионов.
Проект первой ветки магистрали должен быть детально проработан с регионами, по территории которых пройдет новая трасса: Москва, Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская и Московская области.